1. Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по направленности является физкультурно-спортивной; по функциональному предназначению – специальной; по форме организации – групповой и индивидуально-ориентированной; Программа составлена в соответствии с: а). Законом « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ: б) Законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ: в).Законом « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-93 от 30.03.1999 г. (ред. от 24.07.2023): г) Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 17 сентября 2022 г. N 733 "Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "лыжные гонки" (с изменениями и дополнениями); д) Основания для проектирования дополнительных общеобразовательных программ Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); ж) Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” з) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН); з/1) -Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»; и) Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г. (далее – Методические рекомендации). к) Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ . Министерство образования и науки России, Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования», Москва, 2015 г. л). Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 15.11.2018 № 939". Об утверждениифедеральныхгосударственных требований к минимуму содержания, структуре, усл овиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической кул ьтуры и спорта и к срокам обучения по этим программам" (Зарегистрирован 04.02.2019 № 53679); м). Приказом от 12.09.2013 N 731 "Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта" (зарегистрирован Минюстом России 02.12.2013, регистрационный N 30531); н). Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей. Утверждена Приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2019 N 56722). Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса лыжников - гонщиков на различных этапах многолетней подготовки, исходя из местных условий с учѐтом личного опыта работы по подготовке квалифицированных спортсменов. 1.1. Характеристика вида спорта "Лыжные гонки" 1.2.1. Характеристика программы Программа по лыжным гонкам направлена на создание условий для физического образования, воспитания и развития детей, формирование их знаний, умений, навыков в области физкультуры и спорта, подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, подготовку к поступлению в организации, реализующие предпрофессиональные образовательные программы в указанной сфере, организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни. Цель программы: Создание оптимальных условий для физического и психического развития, самореализации, укрепления здоровья и формирования позитивных жизненных ценностей обучающихся посредством систематических занятий лыжными гонками. Основные задачи обучения: - укрепление здоровья и гармоничное развитее всех органов и систем организма детей - формирование интереса к занятиям спортом - овладение основами техники выполнения комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр - воспитание трудолюбия - развитие и совершенствование общих физических качеств - знакомство с требованиями спортивного режима и гигиены - социализация детей и подростков - осуществление подготовки всесторонне развитых юных спортсменов высокой квалификации, для пополнения команд района, области. - оказание помощи общеобразовательной школе в организации внеклассной работы. - подготовка инструкторов и судей по лыжному спорту. 1.2.2. Настоящая программа основана на нормативно-программных и правовых основах, регулирующих деятельность детско-юношеских спортивных школ и содержит основополагающие принципы подготовки юных спортсменов. В процессе разработки содержания настоящей программы использованы нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке юных спортсменов, научнометодические рекомендации по подготовке спортивного резерва. 1.2.3. Нормативная часть программы представлена рекомендациями по составу занимающихся, по содержанию основных видов подготовки, участия в соревнованиях, в инструкторской и судейской практике по годам и этапам тренировки. 1.2.4. Методическая часть программы включает содержание учебного материала, его распределения по годам тренировки, рекомендации по методике тренировки при технической, физической, функциональной и морально-волевой подготовке, организации медикопедагогического контроля. Программа, опираясь на особенности современного этапа развития спорта, охватывает основные методические положения, на основе которых строится рациональная единая педагогическая система многолетней спортивной подготовки и обучения в ДЮСШ, и предусматривает: преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп; преемственность в решении задач по формированию личности спортсмена, укреплению здоровья, гармоничному развитию всех органов и систем организма; целевую направленность по отношению к высшему спортивному мастерству; обеспечение всесторонней и специальной физической подготовки; комплексную систему контроля и анализа состояния подготовленности спортсмена, так и на этапах возрастного развития. Данная программа может являться основным документом при проведении занятий в спортивных школах. В отдельных случаях, исходя из местных социальных условий и наличия материально-технической базы, могут быть внесены частные изменения в содержание данной программы, сохраняя при этом ее основную направленность. 1.3. Актуальность Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно-спортивной направленности, нацеленные на развитие физических и морально-волевых качеств школьников. Так же актуальность программы заключается в том, что систематические занятия лыжным спортом, в частности лыжными гонками помогают укрепить здоровье, воспитывать волю и закалить характер. Занятия в основном проходят на свежем воздухе это здоровьесберегающий эффект. Все приобретѐнные знания, умения и навыки, полученные в процессе занятий, пригодятся учащимся в дальнейшей повседневной жизни и профессиональной деятельности. Помогут социально адаптироваться в обществе, сформируют потребность в здоровом образе жизни. Актуально и то, что мы живѐм на Урале, где снег лежит 5 месяцев и это надо использовать. 1.4. Педагогическая целесообразность Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации в ДЮСШ, каждый воспитанник формирует свои личностные качества, такие как: воля, характер, воспитание патриотизма, физическое развитие. Правильно выбранные формы, методы и средства образовательной деятельности показали свою результативность в соревнованиях различного уровня. Эффективным для гармоничного развития детей является введение такого практического и теоретического материала, который был бы вызван требованиями творческой практики. Воспитанники должны сами уметь формулировать задачи, находить пути их решения. Новые знания теории помогут обучающемуся в процессе решения этих задач. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус и ведет к более глубокому еѐ усвоению. При систематических занятиях лыжными гонками создаются благоприятные условия, для развития обучающегося, развивается мотивация к познанию и творчеству. Обеспечивается эмоциональное благополучие ребенка. Идет приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Ребенок получает не только физическое, но и духовное и интеллектуальное развитие. И что особенно важно, - происходит создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур. Ведется профилактика асоциального поведения обучающегося. При этом ведется работа не только с обучающимися, но и с их родителями, всей семьей. 1.5. Социальная значимость Социальная значимость занятиями лыжными гонками проявляется и в их воздействии на качество будущей трудовой деятельности, общественные отношения, организацию досуга и т.п. Имея высокое прикладное значение, занятия лыжными гонками позволяют тем, кто ими занимается, легко и быстро овладевать сложными профессиями, добиваться высокой производительности труда. Навыки, приобретенные в процессе тренировок и высокий уровень физической подготовки помогают выпускникам и при службе в армии. Спортивная тренировка юных спортсменов, в отличие от тренировок взрослых, не должна быть ориентирована в первые годы занятий на достижение высокого спортивного результата (СОГ, ГНП). В процессе многолетней спортивной подготовки необходимо обеспечить рациональный режим, личную гигиену, систематический врачебно-педагогический контроль над состоянием здоровья. При планировании спортивной тренировки необходимо учитывать особенности и школьного учебного процесса. Система спортивной подготовки представляет собой организацию регулярных тренировок и соревнований. В течение многолетних тренировок спортсмены должны на основе развития физических качеств овладеть техникой и тактикой ведения спортивного поединка, приобрести опыт и специальные знания, улучшить моральные и волевые качества. Продолжительность обучения по общеразвивающей программе составляет 9 лет. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы составляет 6-18 лет. Весь учебный материал в программе излагается по этапам подготовки: - СОГ- спортивно-оздоровительная группа - 1 год обучения --- группы начальной подготовки НП - 1 года, НП - 2 года, НП – 3 года обучения ( этап предварительной спортивной подготовки) --- учебно-тренировочные группы 1 – 2 годов обучения ( этап начальной спортивной специализации) --- учебно-тренировочные группы 3-4,5 годов обучения (этап углублѐнной тренировки в избранном виде спорта). Процесс многолетней подготовки осуществляется на основе следующих методических положений: - строгой преемственности средств и методов подготовки всех возрастных групп, целевая направленность на рост спортивного мастерства, увеличения объѐма средств общей и специальной физической подготовки, объѐма и интенсивности тренировочных нагрузок, непрерывность и круглогодичность процесса многолетней тренировки, соблюдение постепенности роста тренировочных и соревновательных нагрузок соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям организма спортсмена. В процессе обучения решаются следующие воспитательные задачи: воспитание волевых качеств ( соревнования, старты, тренировки); целеустремлѐнности, дисциплинированности, активности; воспитание трудолюбия (преодоление трудностей- монотонность работы, усталость, боязнь соперника); интеллектуальное воспитание( овладение знаниями в области в области теории методики тренировки – постепенность, цикличность и т. д.); правил соревнований; самовоспитания( сознательная деятельность, режим дня, самоконтроль). Согласно Устава и Положения ДЮСШ тренировочный процесс осуществляющей спортивную подготовку, ведется в соответствии с годовым тренировочным планом, рассчитанным на 52 недели. (Учебный план спортивной подготовки рассчитан на 46 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы (в учебном году) и 6 недель самостоятельных занятий обучающихся). Основными формами осуществления спортивной подготовки являются: - групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия; - работа по индивидуальным планам; - тренировочные сборы; - участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях; - инструкторская и судейская практика; - медико-восстановительные мероприятия; - тестирование и контроль. Особенности осуществления спортивной подготовки в спортивных дисциплинах "классический стиль - спринт" и "свободный стиль - спринт" определяются в Программе и учитываются при: - составлении индивидуальных планов спортивной подготовки, начиная с этапа совершенствования спортивного мастерства; - составлении плана физкультурных и спортивных мероприятий. Разработаны годовые планы учебно-тренировочных занятий, составлено расписание с учѐтом интересов занимающихся. В отсутствии снега и при холодной температуре занятие проводятся в спортивном зале или на улице с использованием имитации и специальных упражнений, кроссовой подготовки. За неимением лыжероллеров увеличивается объѐм кроссовой подготовки и имитация техники лыжных ходов. Значительное время в тренировочном занятии отводится спортивным и подвижным играм. В соответствии с порядком, установленным Министерством Здравоохранения РФ, все занимающие обязаны проходить врачебный осмотр 2 раза в год, где определяется допуск к занятиям и соответствующим нагрузкам. Кроме того, проводятся текущие обследования перед соревнованиями, данные которых служат основанием для внесения коррекции в учебнотренировочном процессе. Планируемый результат реализации Программы: На этапе начальной подготовки: - формирование устойчивого интереса к занятиям спортом; - формирование широкого круга двигательных умений и навыков; - освоение основ техники по виду спорта лыжные гонки; - всестороннее гармоничное развитие физических качеств; - укрепление здоровья спортсменов; - отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта лыжные гонки. На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации): - повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки; - приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта лыжные гонки; - формирование спортивной мотивации; - укрепление здоровья спортсменов. На этапе совершенствования спортивного мастерства: - повышение функциональных возможностей организма спортсменов; - совершенствование общих и специальных физических качеств, технической, тактической и психологической подготовки; - стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях; - поддержание высокого уровня спортивной мотивации; - сохранение здоровья спортсменов. СООТНОШЕНИЕ ОБЪЕМОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ВИДАМ ПОДГОТОВКИ НА ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ ┌───────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Разделы │ Этапы и годы спортивной подготовки │ │ подготовки ├───────────────┬───────────────┬────────────┬────────────┤ │ │ Этап начальной│ Тренировочный │Этап │Этап высшего│ │ │ подготовки │ этап (этап │совершенст- │ спортивного│ │ │ │ спортивной │вования │ мастерства │ │ │ │ специализации)│спортивного │ │ │ ├──────┬────────┼────────┬──────┤мастерства │ │ │ │ 1 │ Свыше │ До двух│ Свыше│ │ │ │ │ год │ года │ лет │ двух │ │ │ │ │ │ │ │ лет │ │ │ ├───────────────┼──────┼────────┼────────┼──────┼────────────┼────────────┤ │ Общая │ 57 - │ 52 - 57│ 43 - 47│ 28 - │ 12 - 25 │ 10 - 15 │ │ физическая │ 62 │ │ │ 42 │ │ │ │ подготовка │ │ │ │ │ │ │ │ (%) │ │ │ │ │ │ │ ├───────────────┼──────┼────────┼────────┼──────┼────────────┼────────────┤ │ Специальная │ 18 - │ 23 - 27│ 28 - 32│ 28 - │ 40 - 52 │ 50 - 55 │ │ физическая │ 22 │ │ │ 42 │ │ │ │ подготовка │ │ │ │ │ │ │ │ (%) │ │ │ │ │ │ │ ├───────────────┼──────┼────────┼────────┼──────┼────────────┼────────────┤ │ Техническая │ 18 - │ 18 - 22│ 18 - 22│ 23 - │ 15 - 20 │ 15 - 20 │ │ подготовка │ 22 │ │ │ 27 │ │ │ │ (%) │ │ │ │ │ │ │ ├───────────────┼──────┼────────┼────────┼──────┼────────────┼────────────┤ │ Тактическая, │ - │ │ 5 - 7 │ 5 - 7│ 5 - 12 │ 8 - 12 │ │ теоретическая,│ │ │ │ │ │ │ │психологическая│ │ │ │ │ │ │ │ подготовка │ │ │ │ │ │ │ │ (%) │ │ │ │ │ │ │ ├───────────────┼──────┼────────┼────────┼──────┼────────────┼────────────┤ │ Участие в │ 0,5 -│ 1 - 3 │ 3 - 4 │ 5 - 6│ 6 - 7 │ 7 - 9 │ │ соревнованиях,│ 1 │ │ │ │ │ │ │ тренерская │ │ │ │ │ │ │ │ и судейская │ │ │ │ │ │ │ │ практика (%) │ │ │ │ │ │ │ └───────────────┴──────┴────────┴────────┴──────┴────────────┴────────────┘ Требования для приѐма и перевода занимающихся на последующие годы обучения этапов многолетней подготовки 1.Начальная подготовка. В группы начальной подготовки 1 года обучения (НП-1) зачисляются желающие заниматься спортом и имеющие письменное разрешение врача, заявление от родителей о зачислении в спортивную школу. На этом этапе осуществляется физкультурно оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку учащихся с целью выполнения контрольных нормативов для перевода на последующие этапы подготовки НП-2, НП-3. НОРМАТИВЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ГРУППЫ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ┌─────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┐ │ Развиваемое │ Контрольные упражнения (тесты) │ │ физическое ├────────────────────────┬──────────────────────────────┤ │ качество │ Юноши │ Девушки │ ├─────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────────────┤ │ Быстрота │ Бег 30 м │ Бег 30 м │ │ │ (не более 5,8 с) │ (не более 6,0 с) │ │ ├────────────────────────┼──────────────────────────────┤ │ │ Бег 60 м │ │ │ │ (не более 10,7 с) │ │ ├─────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────────────┤ │Скоростно-силовые│ Прыжок в длину с места │ Прыжок в длину с места │ │ качества │ (не менее 160 см) │ (не менее 155 см) │ │ ├────────────────────────┼──────────────────────────────┤ │ │ Метание теннисного мяча│ Метание теннисного мяча с │ │ │ с места │ места │ │ │ (не менее 18 м) │ (не менее 14 м) │ └─────────────────┴────────────────────────┴──────────────────────────────┘ Возрастные границы этапа начальной подготовки 6-11 лет. Наполняемость групп: СОГ, НП-1 15-30 человек (6 часов в неделю) НП-2, НП-3 12-24 человек (9 часов в неделю) Показатели выполнения программных требований этапа начальной подготовки: --стабильность состава занимающихся; --динамика прироста показателей физической подготовленности; --уровень освоения основ техники лыжных ходов; --учѐт нормативов по физической подготовке; --участие в 3-6 соревнованиях по общефизической подготовке; --участие в 3-6 соревнованиях по лыжным гонкам; --НП-3 выполнение 1 юношеского разряда. 2. Этап учебно - тренировочной подготовки. Данный этап формируется из здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку в группах начальной подготовки не менее 1 года и выполнивших приѐмные нормативы по общей и специальной подготовке. Возрастные границы учебно-тренировочного этапа 12-18 лет. Наполняемость групп: --УТГ-1 10 - 20 человек (10 часов в неделю) --УТГ-2 10 - 12 человек (12 часов в неделю) --УТГ-3 8 - 12 человек (16 часов в неделю) --УТГ-4 4 –7 человек (16 часов в неделю) --УТГ-5 4 - 7 человек (18 часов в неделю). Показатели выполнения программных требований учебно-тренировочных этапов: --состояние здоровья, уровень физического развития занимающихся, --динамика роста подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся; --освоение объѐмов тренировочных нагрузок предусмотренных программой; --освоение теоретического раздела программы; --выполнение спортивных разрядов: --УТГ-1 ------1 юношеский разряд - 3 разряд; --УТГ-2 ------2 разряд - 3 разряд; --УТГ-3 ------2 разряд - 1 разряд; --УТГ-4 -------1 разряд - К.М.С. --УТГ-5 -------К.М.С. - мастер спорта. Контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовке для лыжников - гонщиков 1 - 2 года обучения учебно-тренировочных этапов. Контрольные упражнения Юноши Девушки Год обучения 1-й 2-й 1-й 2-й Бег 60 м, сек ------10.8 10.4 Бег 100м, сек 15.3 14.6 ------Прыжки в длину с места, 190 203 167 184 см Бег 800 м; мин, сек ------3.35 3.20 Бег 1000 м; мин, сек 3.45 3.25 ------Кросс 2 км; мин, сек ---------9.50 Кросс 3 км; мин, сек ---12.00 ------Лыжи, классический стиль ------15.20 13.50 3 км; мин, сек 5 км ; мин, сек 21.00 19.00 24.00 22.00 10 км; мин, сек 44.00 40.30 ------Лыжи, свободный стиль -------14.30 13.00 3км; мин, сек 5 км; мин, сек 20.00 18.00 23.30 21.00 10 км; мин, сек 42.00 39.00 ------Контрольные упражнения и соревнования. Учащиеся 3-го года обучения в УТГ в течение сезона должны принять участие в 13-16 стартах на дистанциях 3-5 км (девушки), 5-10 км (юноши). Учащиеся 4-го обучения в УТГ в течение сезона должны принять участие в 17-18 стартах на дистанции 3-5 км (девушки), 5-10 км (юноши). Учащиеся 5-го года обучения в УТГ в течении сезона должны принять участие в 19-20 стартах на дистанциях 3- 10 км (девушки), 5-15 км ( юноши). Контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовке для лыжников - гонщиков 3-5 года обучения в УТГ. Контрольные упражнения Юноши Девушки Год обучения 3-й 4-й 5-й 3-й 4-й 5-й Бег 60 м; сек ---------10.0 9.5 9.0 Бег 100 м; сек 14.1 13.5 13.2 ----------Прыжок в длину с места; 216 228 240 191 200 208 см Бег 800м; мин, сек ---------3.05 2.50 2.40 Бег 1000; мин, сек 3.00 2.54 2.50 ---------- Кросс 2 км; мин, сек ----------9.15 8.45 8.20 Кросс 3км; мин, сек 11.20 10.45 10.20 ---------Лыжи, классический стиль ----------12.10 11.10 10.50 3 км; мин, сек 5 км; мин, сек 17.30 16.40 16.00 20.30 19.00 18.00 10 км; мин, сек 37.20 35.00 33.10 ---------Лыжи свободный стиль3 ---------11.20 10.30 10.00 км; мин, сек 5 км; мин, сек 17.00 16.10 15.10 19.20 18.10 17.30 10 км; мин, сек 35.00 33.00 31.30 ---------Учебный план - график тренировочных занятий по лыжным гонкам № Содержание занятий Этап начальной Этап учебно - тренировочный п/п подготовки Год обучения 1 2 3 1 2 3 4 5 1. 2. Теоретическая подготовка Практическая часть 17 20 20 20 24 24 30 30 295 448 448 604 704 808 734 830 физическая 173 231 231 290 200 240 300 300 102 102 170 198 238 216 250 140 150 160 180 2.1 Общая подготовка. 3. Специальная физическая подготовка Спортивные и подвижные игры Техника и тактика лыжного спорта Соревнования Контрольно-переводные нормативы Инструкторская и судейская практика Всего часов 4. 5. 6. 7. 8. 9. 64 40 70 70 78 70 84 80 84 8 10 14 15 14 15 30 20 50 26 50 26 60 28 70 30 16 16 16 20 20 22 24 468 468 624 728 832 832 936 312 Учебный материал для спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки. Задачи и направленность тренировки: ---укрепление здоровья; ---привитие интереса к занятиям лыжными гонками; ---приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексного применения упражнений из различных видов спорта, подвижных игр; ---овладение основами техники лыжных ходов и других физических упражнений; ---воспитание черт спортивного характера; ---формирование должных норм общественного поведения; ---выявление задатков, особенностей и спортивной одарѐнности. Тематический план учебно-тренировочных занятий для группы НП-1. №п/п Тема Объѐм работы (ч) 1. Теоретическая часть 1.1. История возникновения лыж и лыжного спорта 3 1.2. Техника безопасности, инвентарь, мази, гигиена одежды. 6 1.3. Краткая характеристика техники лыжных ходов. 5 1.4. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. Соревнования по лыжным гонкам. Гигиена, закаливание, режим дня и питание. Итого . 3 17 2. Практическая подготовка. Общая физическая подготовка, игры. Специальная физическая подготовка Контрольные упражнения. Соревнования. 295 173 часов 64 часов 10 часов 8 часов Техника и тактика лыжного спорта. 40 часов Всего: 312 часов Тематический план учебно-тренировочных занятий для НП-2, НП-3. №п/п Тема Год обучения 2-й 3-й 1.Теоретическая подготовка 1.1. История возникновения лыж и лыжного спорта. 4 4 1.2. Техника безопасности, инвентарь, мази, гигиена 6 6 одежды. 1.3. Краткая характеристика техники лыжных ходов. 5 5 Соревнования по лыжным гонкам. 1.4 Лыжный спорт в России. 5 5 Итого 20 20 2.Практическая часть. 448 448 2.5. 1. Общая физическая подготовка, игры. 231часов 231 часов 2. Специальная физическая подготовка. 102 часов 102 часов 3. Техника и тактика лыжного спорта 70 часов 70 часов 4. Контрольные испытание. 15 часов 15 часов 5. Инструкторская, судейская практика 16 16 6. Соревнования 14 14 Учебный материал для учебно – тренировочных групп 1-го, 2 –го года обучения. (Начальная спортивная специализация). Задачи и преимущественная направленность тренировки: --укрепление здоровья; --повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности; --углублѐнное изучение основных элементов техники лыжных ходов; --приобретение соревновательного опыта; --приобретение навыков в организации и проведении соревнований по общей и специальной физической подготовке. Эффективность спортивной тренировки на этапе начальной спортивной специализации обусловлено рациональным сочетанием процессов овладения техникой лыжных ходов и физической подготовки занимающихся. В этот период наряду с упражнениями из различных видов спорта, спортивными и подвижными играми широко используются комплексы специальных подготовительных упражнений и методы тренировки, направленные на развитие специальной выносливости лыжника гонщика. Однако стремление чрезмерно увеличить объѐм специальных средств подготовки приводит к относительно быстрому росту спортивных результатов, что в дальнейшем отрицательно отражается на становлении спортивного мастерства. Преобладающей тенденцией динамики нагрузок на этапе начальной спортивной специализации должно быть увеличение объѐма без форсирования общей интенсивности тренировки. Показатели Допустимый объѐм основных средств тренировки. Юноши Девушки Год обучения 1-й 2-й 1-й 2-й Общий объѐм 2100-2500 2600-3300 1800-2100 2300-2700 циклической нагрузки,км. Объѐм лыжной 700-900 900-1200 600-700 700-1000 подготовки, км. Объѐм роллерной 300-400 500-700 200-300 400-500 подготовки, км. Объѐм бега, ходьбы, 1100-1200 1200-1400 1000-1100 1100-1200 имитции, км. Тематический план учебно – тренировочных занятий для групп УТГ-1,УТ Г-2. №п/п Тема Год обучения УТГ-1 УТГ-2 1. Теоретическая часть 20 часов 24 часов 1.1. История возникновения лыж. Лыжный спорт в 4 часа 3 часа России. 1.2. Правила безопасности на УТЗ и соревнованиях, 6 часов 8 часов педагогический контроль и самоконтроль. 1.3. Лыжный инвентарь, мази и парафины. Гигиена 5часов 6 часов одежды, обувь. 1.4 Методика тренировки лыжника гонщика. Основы 5 часа 7 часа техники лыжных ходов 2. Практическая часть 604 704 2.1 Спортивные и подвижные игры 140 часов 2.2 Общая физическая подготовка. 290 200 часов часов 2.3 Специальная физическая подготовка 170 198 часов часов 2.4 Техника и тактика лыжного спорта 78 часов 70 часов 2.5 Контрольные упражнения. 20 часов 26 часов 2.6 Инструкторская и судейская практика 16 часов 20 часов 2.7 Соревнования. 30 часов 50 часов Всего часов 624 728 Учебный материал для учебно – тренировочных групп 3-5 годов обучения (углублѐнная тренировка). Задачи и преимущественная направленность тренировки: --совершенствование техники классических и коньковых лыжных ходов; --воспитание специальных физических качеств; --повышение функциональной подготовленности; опыта. Этап углублѐнной тренировки приходится на период, когда в основном завершается формирование всех функциональных систем подростка, обеспечивающих высокую работоспособность и резистентность организма по отношению к неблагоприятным факторам, проявляющимся в процессе напряжѐнной тренировки. Удельный вес специальной подготовки возрастает за счѐт увеличения времени, отводимого на специальные подготовительные и соревновательные упражнения. В лыжных гонках доминирующее место занимают длительные и непрерывно выполняемые упражнения, которые в наибольшей степени способствуют развитию специальной выносливости лыжника. На этапе углублѐнной тренировки спортсмен начинает совершенствовать свои тактические способности, овладевает умением оперативно решать двигательные задачи, возникающие в процессе гонки Допустимый объѐм основных средств тренировки. Юноши Девушки Показатели Год обучения Общий объѐм циклической нагрузки,км. Объѐм лыжной подготовки, км. Объѐм роллерной подготовки, км. Объѐм бега, ходьбы, имитции, км. 3-й 4-й 5-й 3-й 4-й 5-й 34003700 13001400 800-900 58004300 15001700 10001100 13001500 44005500 18002500 12001400 14001600 28003100 11001200 600-700 32003600 13001400 800-900 11001200 11001300 37004500 15002000 10001100 12001400 13001400 Тематический план учебно – тренировочных занятий групп УТГ-3, УТГ-4, УТГ-5. №п/п Тема Год обучения 3-й 4-й 5-й 1. Теория. 24 26 28 часов часов часов 1.1 Перспективы подготовки юных лыжников. 3 часа 4 4 часа часа 1.2. Педагогический и врачебный контроль, 8 часов 8 часов 8 часов физические возможности и функциональное состояние организма спортсмена. 1.3. Основы техники лыжных ходов. 6 часов 7 часов 7 часов 1.4. Основы методики тренировки лыжника 7 часов 7 часов 9 часов гонщика. 2. Практическая часть. 808 808 908 часа часов часов 2.1. Общая физическая подготовка. 240 240 270 часа часов часов 2.2. Специальная физическая подготовка. 238 216 250 часов часов часов 2.3. Спортивные и подвижные игры. 2.4. Контрольно-переводные нормативы. 2.5. Техника и тактика лыжного спорта. 84 часов 3. Соревнования. 50 часов 4. Инструкторская и судейская практика. 20 часов 5. Итого часов: 832часов 832 часа 150 часов 26 часов 160 часов 28 часов 80 часов 180 часов 30 часов 60 часов 22 часа 70 часов 84 часа 24 часов 936 часов ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В ГРУППАХ НП 1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ ( 6ч в неделю) Периоды тренировок СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ЧАСЫ сен окт ноя 3 6 5 3 17 1 1 1 1 1 2 2 1 3 2 3 Общая физическая подготовка, в том числе подвижные и спортивные игры. Специальная физическая подготовка. 173 17 8 1 16 8 3 Технико-тактическая подготовка. 40 4 Соревнования 8 1 КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ 10 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ История возникновения лыж и лыжного спорта. Техника безопасности, инвентарь, мази, обувь, гигиена одежды. Краткая характеристика техники л./х. ходов, правила соревнований. Гигиена, закаливание, режим дня и питания. Итого часов .. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 64 Итого часов .. 295 Всего часов .. 312 Дек янв фев мар апр 2 1 1 июн июл авг 2 2 1 1 1 1 1 1 1 14 7 3 3 2 12 4 2 12 3 2 13 9 5 11 19 9 1 17 8 2 23 12 2 24 12 2 24 12 2 8 7 6 6 4 5 2 2 1 1 24 26 26 26 26 26 1 1 5 23 26 май 5 24 26 25 28 24 26 24 26 23 24 25 26 25 26 25 26 ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В ГРУППАХ НП 3-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ (9 ч. в неделю) СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ЧАСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ История возникновения лыж и лыжного спорта. Техника безопасности, инвентарь, мази, обувь, гигиена одежды. Лыжный спорт в России. Краткая характеристика лыжных ходов. Итого часов .. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ сен окт ноя 4 6 1 1 1 1 1 5 5 20 1 1 4 1 1 4 1 1 3 Общая физическая подготовка, в том числе подвижные и спортивные игры. Специальная физическая подготовка. 231 23 10 6 21 9 6 Технико-тактическая подготовка. 70 5 Соревнования 14 1 КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ 15 6 Инструкторская и судейская практика 16 2 3 38 42 35 39 102 Итого часов .. 448 Всего часов .. 468 Периоды тренировок янв фев мар апр дек 1 1 май июн 1 1 1 1 1 32 15 3 1 2 1 1 2 1 1 2 6 3 11 7 4 14 5 3 13 9 5 10 15 7 10 20 10 8 27 12 9 12 13 12 12 10 5 1 3 4 5 1 1 1 1 1 1 1 2 2 33 36 40 42 37 39 35 36 37 39 июл авг 33 16 6 33 16 6 39 39 39 39 6 39 39 1 3 38 39 38 39 ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В УТ ГРУППАХ 1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ (12ч. в неделю) ЧАСЫ сен окт ноя дек Периоды тренировок янв фев мар апр май 4 6 5 5 20 0.5 1 05 0.5 0.5 1 1.5 3 0.5 0.5 1 1 3 0.5 0.5 1 0.5 0.5 1 0.5 0.5 1 1 3 0.5 1 2 0.5 0.5 1 1 3 0.5 2 1 1 1 Общая физическая подготовка, в том числе подвижные и спортивные игры Специальная физическая подготовка. 290 26 14 12 28 14 15 10 5 20 7 4 20 7 3 19 8 3 16 19 7 14 26 13 11 Технико-тактическая подготовка. 78 6 13 13 13 13 13 7 Соревнования 30 2 2 3 6 6 6 3 2 КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ 20 6 2 2 2 4 4 Инструкторская и судейская практика 16 1 1 2 4 3 1 1 49 51 52 53 48 51 52 55 50 53 46 49 50 52 СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ История возникновения лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России. Правила безопасности на УТЗ и соревнованиях, контроль и самоконтроль. Инвентарь , мази, обувь , гигиена одежды. Краткая характеристика лыжных ходов. Итого часов .. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 170 Итого часов .. 604 Всего часов .. 624 0.5 июн июл 37 18 10 39 20 11 1 1 1 51 52 52 52 51 52 авг 41 21 11 40 20 11 52 52 51 52 ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В УТ ГРУППАХ 2-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Перспективы подготовки юных лыжников Педагогический и врачебный контроль, техника безопасности. Основы техники лыжных ходов Методика тренировки лыжника гонщика ЧАСЫ 3 8 6 7 Итого часов .. 24 (14ч. в неделю) сен окт ноя дек Периоды тренировок янв фев мар апр май 1 1 1 1 4 1 1 1 3 1 1 1 1 4 1 1 1 3 1 1 1 3 1 2 1 июн июл авг 1 1 1 1 1 1 1 2 1 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Общая физическая подготовка. 200 17 20 15 5 3 2 13 17 22 27 29 28 Специальная физическая подготовка. 198 15 18 23 22 21 18 16 14 12 13 13 13 Спортивные и подвижные игры. 140 15 14 2 1 9 23 15 19 22 19 Технико-тактическая подготовка. 70 5 12 12 12 12 12 5 Соревнования 50 3 10 15 15 7 КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ 26 11 2 2 Инструкторская и судейская практика 20 704 2 60 4 61 1 56 4 57 . Всего часов .. 728 64 64 60 60 Итого часов . 11 53 3 52 4 61 2 61 60 59 64 60 56 54 62 62 62 60 64 60 ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В УТ ГРУППАХ 3-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ (16 ч в неделю) СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Перспективы подготовки юных лыжников Педагогический и врачебный контроль, правила безопасности . Основы техники лыжных ходов Методика тренировки лыжника гонщика ЧАСЫ 3 8 6 7 Итого часов .. 24 сен окт ноя дек Периоды тренировок янв фев мар апр май 1 1 1 1 4 1 1 1 3 1 1 1 1 4 1 1 1 3 1 1 1 3 2 3 1 1 1 1 июн июл авг 1 1 1 1 1 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Общая физическая подготовка. 240 21 25 16 8 6 6 16 20 27 30 33 32 Специальная физическая подготовка. 238 16 19 27 28 29 20 24 17 9 16 16 17 Спортивные и подвижные игры. 150 14 14 3 3 10 23 20 21 23 19 Технико-тактическая подготовка. 84 7 14 14 14 16 12 7 Соревнования 50 3 10 15 15 7 КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ 26 11 2 2 Инструкторская и судейская практика 20 2 4 1 4 3 4 2 64 68 69 72 64 68 69 72 69 72 61 64 71 72 67 68 72 72 68 68 Итого часов . 808 Всего часов .. 832 11 67 68 67 68