ДООП ФСН лыжные гонки 23

1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по направленности
является физкультурно-спортивной; по функциональному предназначению – специальной;
по форме организации – групповой и индивидуально-ориентированной;
Программа составлена в соответствии с:
а). Законом « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ:
б) Законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г.
№ 329-ФЗ:
в).Законом « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-93 от
30.03.1999 г. (ред. от 24.07.2023):
г) Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 17 сентября 2022 г. N 733
"Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "лыжные
гонки" (с изменениями и дополнениями);
д) Основания для проектирования дополнительных общеобразовательных программ
Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ);
ж) Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам”
з) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» (далее – СанПиН);
з/1) -Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
и) Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России
совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ
«Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.
(далее – Методические рекомендации).
к)
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ . Министерство образования и науки
России, Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт
развития образования», Москва, 2015 г.
л). Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 15.11.2018 № 939". Об
утверждениифедеральныхгосударственных требований к минимуму содержания, структуре, усл
овиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической кул
ьтуры и спорта и к срокам обучения по этим программам" (Зарегистрирован 04.02.2019 №
53679);
м). Приказом от 12.09.2013 N 731 "Об утверждении Порядка приема на обучение по
дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и
спорта" (зарегистрирован Минюстом России 02.12.2013, регистрационный N 30531);
н). Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей.
Утверждена Приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467 "Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей" (Зарегистрировано
в Минюсте России 06.12.2019 N 56722).
Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению,
содержанию и организации тренировочного процесса лыжников - гонщиков на различных
этапах многолетней подготовки, исходя из местных условий с учѐтом личного опыта работы
по подготовке квалифицированных спортсменов.

1.1. Характеристика вида спорта "Лыжные гонки"
1.2.1. Характеристика программы
Программа по лыжным гонкам направлена на создание условий для физического
образования, воспитания и развития детей, формирование их знаний, умений, навыков в
области физкультуры и спорта, подготовку к освоению этапов спортивной подготовки,
подготовку к поступлению в организации, реализующие предпрофессиональные
образовательные программы в указанной сфере, организацию досуга и формирование
потребности в поддержании здорового образа жизни.
Цель программы: Создание оптимальных условий для физического и психического
развития, самореализации, укрепления здоровья и формирования позитивных жизненных
ценностей обучающихся посредством систематических занятий лыжными гонками.
Основные задачи обучения:
- укрепление здоровья и гармоничное развитее всех органов и систем организма детей
- формирование интереса к занятиям спортом
- овладение основами техники выполнения комплекса физических упражнений и
освоение техники подвижных игр
- воспитание трудолюбия
- развитие и совершенствование общих физических качеств
- знакомство с требованиями спортивного режима и гигиены
- социализация детей и подростков
- осуществление подготовки всесторонне развитых юных спортсменов высокой
квалификации, для пополнения команд района, области.
- оказание помощи общеобразовательной школе в организации внеклассной работы.
- подготовка инструкторов и судей по лыжному спорту.
1.2.2. Настоящая программа основана на нормативно-программных и правовых основах,
регулирующих
деятельность
детско-юношеских
спортивных
школ
и
содержит
основополагающие принципы подготовки юных спортсменов.
В процессе разработки содержания настоящей программы использованы нормативные
требования по физической и спортивно-технической подготовке юных спортсменов, научнометодические рекомендации по подготовке спортивного резерва.
1.2.3. Нормативная часть программы представлена рекомендациями по составу
занимающихся, по содержанию основных видов подготовки, участия в соревнованиях, в
инструкторской и судейской практике по годам и этапам тренировки.
1.2.4. Методическая часть программы включает содержание учебного материала, его
распределения по годам тренировки, рекомендации по методике тренировки при технической,
физической, функциональной и морально-волевой подготовке, организации медикопедагогического контроля.
Программа, опираясь на особенности современного этапа развития спорта, охватывает
основные методические положения, на основе которых строится рациональная единая
педагогическая система многолетней спортивной подготовки и обучения в ДЮСШ, и
предусматривает:
 преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех
возрастных групп;
 преемственность в решении задач по формированию личности спортсмена,
укреплению здоровья, гармоничному развитию всех органов и систем организма;
 целевую направленность по отношению к высшему спортивному мастерству;
 обеспечение всесторонней и специальной физической подготовки;
 комплексную систему контроля и анализа состояния подготовленности
спортсмена, так и на этапах возрастного развития.

Данная программа может являться основным документом при проведении занятий в
спортивных школах. В отдельных случаях, исходя из местных социальных условий и наличия
материально-технической базы, могут быть внесены частные изменения в содержание данной
программы, сохраняя при этом ее основную направленность.
1.3. Актуальность
Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со
стороны детей и их родителей на программы физкультурно-спортивной направленности,
нацеленные на развитие физических и морально-волевых качеств школьников.
Так же актуальность программы заключается в том, что систематические занятия лыжным
спортом, в частности лыжными гонками помогают укрепить здоровье, воспитывать волю и
закалить характер. Занятия в основном проходят на свежем воздухе это здоровьесберегающий
эффект. Все приобретѐнные знания, умения и навыки, полученные в процессе занятий,
пригодятся учащимся в дальнейшей повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Помогут социально адаптироваться в обществе, сформируют потребность в здоровом образе
жизни. Актуально и то, что мы живѐм на Урале, где снег лежит 5 месяцев и это надо
использовать.
1.4. Педагогическая целесообразность
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации в
ДЮСШ, каждый воспитанник формирует свои личностные качества, такие как: воля, характер,
воспитание патриотизма, физическое развитие.
Правильно выбранные формы, методы и средства образовательной деятельности показали
свою результативность в соревнованиях различного уровня.
Эффективным для гармоничного развития детей является введение такого практического
и теоретического материала, который был бы вызван требованиями творческой практики.
Воспитанники должны сами уметь формулировать задачи, находить пути их решения.
Новые знания теории помогут обучающемуся в процессе решения этих задач. Данный
метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус и ведет к более глубокому еѐ
усвоению.
При систематических занятиях лыжными гонками создаются благоприятные условия, для
развития обучающегося, развивается мотивация к познанию и творчеству. Обеспечивается
эмоциональное благополучие ребенка. Идет приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Ребенок получает не только физическое, но и духовное и интеллектуальное развитие. И что
особенно важно, - происходит создание условий для социального, культурного и
профессионального самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося, ее
интеграции в систему мировой и отечественной культур. Ведется профилактика асоциального
поведения обучающегося. При этом ведется работа не только с обучающимися, но и с их
родителями, всей семьей.
1.5. Социальная значимость
Социальная значимость занятиями лыжными гонками проявляется и в их воздействии на
качество будущей трудовой деятельности, общественные отношения, организацию досуга и т.п.
Имея высокое прикладное значение, занятия лыжными гонками позволяют тем, кто ими
занимается, легко и быстро овладевать сложными профессиями, добиваться высокой
производительности труда. Навыки, приобретенные в процессе тренировок и высокий уровень
физической подготовки помогают выпускникам и при службе в армии.
Спортивная тренировка юных спортсменов, в отличие от тренировок взрослых, не должна
быть ориентирована в первые годы занятий на достижение высокого спортивного результата
(СОГ, ГНП).
В процессе многолетней спортивной подготовки необходимо обеспечить рациональный
режим, личную гигиену, систематический врачебно-педагогический контроль над состоянием
здоровья.
При планировании спортивной тренировки необходимо учитывать особенности и
школьного учебного процесса.
Система спортивной подготовки представляет собой организацию регулярных тренировок
и соревнований. В течение многолетних тренировок спортсмены должны на основе развития

физических качеств овладеть техникой и тактикой ведения спортивного поединка, приобрести
опыт и специальные знания, улучшить моральные и волевые качества.
Продолжительность обучения по общеразвивающей программе составляет 9 лет.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы составляет 6-18 лет.
Весь учебный материал в программе излагается по этапам подготовки:
- СОГ- спортивно-оздоровительная группа - 1 год обучения
--- группы начальной подготовки НП - 1 года, НП - 2 года, НП – 3 года обучения (
этап предварительной спортивной подготовки)
--- учебно-тренировочные группы 1 – 2 годов обучения ( этап начальной
спортивной специализации)
--- учебно-тренировочные группы 3-4,5 годов обучения (этап углублѐнной
тренировки в избранном виде спорта).
Процесс многолетней подготовки осуществляется на основе следующих методических
положений:
- строгой преемственности средств и методов подготовки всех возрастных групп,
целевая направленность на рост спортивного мастерства, увеличения объѐма средств общей и
специальной физической подготовки, объѐма и интенсивности тренировочных нагрузок,
непрерывность и круглогодичность процесса многолетней тренировки, соблюдение
постепенности роста тренировочных и соревновательных нагрузок соответствующих
возрастным и индивидуальным особенностям организма спортсмена.
В процессе обучения решаются следующие воспитательные задачи: воспитание волевых
качеств ( соревнования, старты, тренировки); целеустремлѐнности, дисциплинированности,
активности; воспитание трудолюбия (преодоление трудностей- монотонность работы,
усталость, боязнь соперника); интеллектуальное воспитание( овладение знаниями в области в
области теории методики тренировки – постепенность, цикличность и т. д.); правил
соревнований; самовоспитания( сознательная деятельность, режим дня, самоконтроль).
Согласно Устава и Положения ДЮСШ тренировочный процесс осуществляющей
спортивную подготовку, ведется в соответствии с годовым тренировочным планом,
рассчитанным на 52 недели. (Учебный план спортивной подготовки рассчитан на 46 недель
занятий непосредственно в условиях спортивной школы (в учебном году) и 6 недель
самостоятельных занятий обучающихся).
Основными формами осуществления спортивной подготовки являются:
- групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;
- работа по индивидуальным планам;
- тренировочные сборы;
- участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;
- инструкторская и судейская практика;
- медико-восстановительные мероприятия;
- тестирование и контроль.
Особенности осуществления спортивной подготовки в спортивных дисциплинах
"классический стиль - спринт" и "свободный стиль - спринт" определяются в Программе и
учитываются при:
- составлении индивидуальных планов спортивной подготовки, начиная с этапа
совершенствования спортивного мастерства;
- составлении плана физкультурных и спортивных мероприятий.
Разработаны годовые планы учебно-тренировочных занятий, составлено расписание с
учѐтом интересов занимающихся. В отсутствии снега и при холодной температуре занятие
проводятся в спортивном зале или на улице с использованием имитации и специальных
упражнений, кроссовой подготовки. За неимением лыжероллеров увеличивается объѐм
кроссовой подготовки и имитация техники лыжных ходов. Значительное время в
тренировочном занятии отводится спортивным и подвижным играм. В соответствии с
порядком, установленным Министерством Здравоохранения РФ, все занимающие обязаны

проходить врачебный осмотр 2 раза в год, где определяется допуск
к занятиям и
соответствующим нагрузкам. Кроме того, проводятся текущие обследования перед
соревнованиями, данные которых служат основанием для внесения коррекции в учебнотренировочном процессе.
Планируемый результат реализации Программы:
На этапе начальной подготовки:
- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
- формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
- освоение основ техники по виду спорта лыжные гонки;
- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья спортсменов;
- отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта
лыжные гонки.
На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
- повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и
психологической подготовки;
- приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных
спортивных соревнованиях по виду спорта лыжные гонки;
- формирование спортивной мотивации;
- укрепление здоровья спортсменов.
На этапе совершенствования спортивного мастерства:
- повышение функциональных возможностей организма спортсменов;
- совершенствование общих и специальных физических качеств, технической,
тактической и психологической подготовки;
- стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и
всероссийских официальных спортивных соревнованиях;
- поддержание высокого уровня спортивной мотивации;
- сохранение здоровья спортсменов.
СООТНОШЕНИЕ
ОБЪЕМОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ВИДАМ ПОДГОТОВКИ
НА ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ
┌───────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────┐
│
Разделы
│
Этапы и годы спортивной подготовки
│
│
подготовки ├───────────────┬───────────────┬────────────┬────────────┤
│
│ Этап начальной│ Тренировочный │Этап
│Этап высшего│
│
│
подготовки │
этап (этап │совершенст- │ спортивного│
│
│
│
спортивной │вования
│ мастерства │
│
│
│ специализации)│спортивного │
│
│
├──────┬────────┼────────┬──────┤мастерства │
│
│
│
1 │ Свыше │ До двух│ Свыше│
│
│
│
│ год │ года │
лет │ двух │
│
│
│
│
│
│
│ лет │
│
│
├───────────────┼──────┼────────┼────────┼──────┼────────────┼────────────┤
│
Общая
│ 57 - │ 52 - 57│ 43 - 47│ 28 - │
12 - 25 │
10 - 15 │
│
физическая │ 62 │
│
│ 42 │
│
│
│
подготовка │
│
│
│
│
│
│
│
(%)
│
│
│
│
│
│
│
├───────────────┼──────┼────────┼────────┼──────┼────────────┼────────────┤
│ Специальная │ 18 - │ 23 - 27│ 28 - 32│ 28 - │
40 - 52 │
50 - 55 │
│
физическая │ 22 │
│
│ 42 │
│
│
│
подготовка │
│
│
│
│
│
│
│
(%)
│
│
│
│
│
│
│
├───────────────┼──────┼────────┼────────┼──────┼────────────┼────────────┤
│ Техническая │ 18 - │ 18 - 22│ 18 - 22│ 23 - │
15 - 20 │
15 - 20 │
│
подготовка │ 22 │
│
│ 27 │
│
│
│
(%)
│
│
│
│
│
│
│
├───────────────┼──────┼────────┼────────┼──────┼────────────┼────────────┤
│ Тактическая, │
- │
│ 5 - 7 │ 5 - 7│
5 - 12
│
8 - 12
│
│ теоретическая,│
│
│
│
│
│
│
│психологическая│
│
│
│
│
│
│

│
подготовка │
│
│
│
│
│
│
│
(%)
│
│
│
│
│
│
│
├───────────────┼──────┼────────┼────────┼──────┼────────────┼────────────┤
│
Участие в
│ 0,5 -│ 1 - 3 │ 3 - 4 │ 5 - 6│
6 - 7
│
7 - 9
│
│ соревнованиях,│
1 │
│
│
│
│
│
│
тренерская │
│
│
│
│
│
│
│ и судейская │
│
│
│
│
│
│
│ практика (%) │
│
│
│
│
│
│
└───────────────┴──────┴────────┴────────┴──────┴────────────┴────────────┘

Требования для приѐма и перевода занимающихся на последующие годы обучения
этапов многолетней подготовки
1.Начальная подготовка.
В группы начальной подготовки 1 года обучения (НП-1) зачисляются желающие
заниматься спортом и имеющие письменное разрешение врача, заявление от родителей о
зачислении в спортивную школу. На этом этапе осуществляется физкультурно оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую
подготовку учащихся с целью выполнения контрольных нормативов для перевода на
последующие этапы подготовки НП-2, НП-3.
НОРМАТИВЫ
ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ГРУППЫ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
┌─────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┐
│
Развиваемое
│
Контрольные упражнения (тесты)
│
│
физическое
├────────────────────────┬──────────────────────────────┤
│
качество
│
Юноши
│
Девушки
│
├─────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────────────┤
│
Быстрота
│
Бег 30 м
│
Бег 30 м
│
│
│
(не более 5,8 с)
│
(не более 6,0 с)
│
│
├────────────────────────┼──────────────────────────────┤
│
│
Бег 60 м
│
│
│
│
(не более 10,7 с)
│
│
├─────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────────────┤
│Скоростно-силовые│ Прыжок в длину с места │
Прыжок в длину с места
│
│
качества
│
(не менее 160 см)
│
(не менее 155 см)
│
│
├────────────────────────┼──────────────────────────────┤
│
│ Метание теннисного мяча│
Метание теннисного мяча с │
│
│
с места
│
места
│
│
│
(не менее 18 м)
│
(не менее 14 м)
│
└─────────────────┴────────────────────────┴──────────────────────────────┘

Возрастные границы этапа начальной подготовки 6-11 лет.
Наполняемость групп:
СОГ, НП-1
15-30 человек (6 часов в неделю)
НП-2, НП-3
12-24 человек (9 часов в неделю)
Показатели выполнения программных требований этапа начальной подготовки:
--стабильность состава занимающихся;
--динамика прироста показателей физической подготовленности;
--уровень освоения основ техники лыжных ходов;
--учѐт нормативов по физической подготовке;
--участие в 3-6 соревнованиях по общефизической подготовке;
--участие в 3-6 соревнованиях по лыжным гонкам;
--НП-3 выполнение 1 юношеского разряда.
2. Этап учебно - тренировочной подготовки.
Данный этап формируется из здоровых учащихся, прошедших необходимую
подготовку в группах начальной подготовки не менее 1 года и выполнивших приѐмные
нормативы по общей и специальной подготовке.
Возрастные границы учебно-тренировочного этапа 12-18 лет.
Наполняемость групп:
--УТГ-1 10 - 20 человек (10 часов в неделю)
--УТГ-2 10 - 12 человек (12 часов в неделю)
--УТГ-3 8 - 12 человек (16 часов в неделю)

--УТГ-4 4 –7 человек (16 часов в неделю)
--УТГ-5 4 - 7 человек (18 часов в неделю).
Показатели выполнения программных требований учебно-тренировочных этапов:
--состояние здоровья, уровень физического развития занимающихся,
--динамика роста подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями
занимающихся;
--освоение объѐмов тренировочных нагрузок предусмотренных программой;
--освоение теоретического раздела программы;
--выполнение спортивных разрядов:
--УТГ-1 ------1 юношеский разряд - 3 разряд;
--УТГ-2 ------2 разряд - 3 разряд;
--УТГ-3 ------2 разряд - 1 разряд;
--УТГ-4 -------1 разряд - К.М.С.
--УТГ-5 -------К.М.С. - мастер спорта.
Контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовке для
лыжников - гонщиков 1 - 2 года обучения учебно-тренировочных этапов.
Контрольные упражнения
Юноши
Девушки
Год обучения
1-й
2-й
1-й
2-й
Бег 60 м, сек
------10.8
10.4
Бег 100м, сек
15.3
14.6
------Прыжки в длину с места, 190
203
167
184
см
Бег 800 м; мин, сек
------3.35
3.20
Бег 1000 м; мин, сек
3.45
3.25
------Кросс 2 км; мин, сек
---------9.50
Кросс 3 км; мин, сек
---12.00
------Лыжи, классический стиль ------15.20
13.50
3 км; мин, сек
5 км ; мин, сек
21.00
19.00
24.00
22.00
10 км; мин, сек
44.00
40.30
------Лыжи, свободный стиль -------14.30
13.00
3км; мин, сек
5 км; мин, сек
20.00
18.00
23.30
21.00
10 км; мин, сек
42.00
39.00
------Контрольные упражнения и соревнования.
Учащиеся 3-го года обучения в УТГ в течение сезона должны принять участие в 13-16
стартах на дистанциях 3-5 км (девушки), 5-10 км (юноши).
Учащиеся 4-го обучения в УТГ в течение сезона должны принять участие в 17-18 стартах
на дистанции 3-5 км (девушки), 5-10 км (юноши).
Учащиеся 5-го года обучения в УТГ в течении сезона должны принять участие в 19-20
стартах на дистанциях 3- 10 км (девушки), 5-15 км ( юноши).
Контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовке для
лыжников - гонщиков 3-5 года обучения в УТГ.
Контрольные упражнения
Юноши
Девушки
Год обучения
3-й
4-й
5-й
3-й
4-й
5-й
Бег 60 м; сек
---------10.0
9.5
9.0
Бег 100 м; сек
14.1
13.5
13.2
----------Прыжок в длину с места; 216
228
240
191
200
208
см
Бег 800м; мин, сек
---------3.05
2.50
2.40
Бег 1000; мин, сек
3.00
2.54
2.50
----------

Кросс 2 км; мин, сек
----------9.15
8.45
8.20
Кросс 3км; мин, сек
11.20
10.45
10.20
---------Лыжи, классический стиль ----------12.10
11.10
10.50
3 км; мин, сек
5 км; мин, сек
17.30
16.40
16.00
20.30
19.00
18.00
10 км; мин, сек
37.20
35.00
33.10
---------Лыжи свободный стиль3 ---------11.20
10.30
10.00
км; мин, сек
5 км; мин, сек
17.00
16.10
15.10
19.20
18.10
17.30
10 км; мин, сек
35.00
33.00
31.30
---------Учебный план - график тренировочных занятий по лыжным гонкам
№
Содержание занятий
Этап
начальной Этап учебно - тренировочный
п/п
подготовки
Год обучения
1
2
3
1
2
3
4
5
1.
2.

Теоретическая
подготовка
Практическая часть

17

20

20

20

24

24

30

30

295

448

448

604

704

808

734

830

физическая 173

231

231

290

200

240

300

300

102

102

170

198

238

216

250

140

150

160

180

2.1

Общая
подготовка.

3.

Специальная физическая
подготовка
Спортивные
и
подвижные игры
Техника
и
тактика
лыжного спорта
Соревнования
Контрольно-переводные
нормативы
Инструкторская
и
судейская практика
Всего часов

4.
5.
6.
7.
8.
9.

64

40

70

70

78

70

84

80

84

8
10

14
15

14
15

30
20

50
26

50
26

60
28

70
30

16

16

16

20

20

22

24

468

468

624

728

832

832

936

312

Учебный материал для спортивно-оздоровительных групп и групп начальной
подготовки.
Задачи и направленность тренировки:
---укрепление здоровья;
---привитие интереса к занятиям лыжными гонками;
---приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексного
применения упражнений из различных видов спорта, подвижных игр;
---овладение основами техники лыжных ходов и других физических упражнений;
---воспитание черт спортивного характера;
---формирование должных норм общественного поведения;
---выявление задатков, особенностей и спортивной одарѐнности.
Тематический план учебно-тренировочных занятий для группы НП-1.
№п/п
Тема
Объѐм работы
(ч)
1. Теоретическая часть
1.1.
История возникновения лыж и лыжного спорта
3
1.2.
Техника безопасности, инвентарь, мази, гигиена одежды.
6
1.3.
Краткая
характеристика
техники лыжных
ходов. 5

1.4.

2.1.
2.2.
2.3.
2.4.

Соревнования по лыжным гонкам.
Гигиена, закаливание, режим дня и питание.
Итого .

3
17

2. Практическая подготовка.
Общая физическая подготовка, игры.
Специальная физическая подготовка
Контрольные упражнения.
Соревнования.

295
173 часов
64 часов
10 часов
8 часов

Техника и тактика лыжного спорта.
40 часов
Всего:
312 часов
Тематический план учебно-тренировочных занятий для НП-2, НП-3.
№п/п
Тема
Год обучения
2-й
3-й
1.Теоретическая подготовка
1.1.
История возникновения лыж и лыжного спорта.
4
4
1.2.
Техника безопасности, инвентарь, мази, гигиена 6
6
одежды.
1.3.
Краткая характеристика техники лыжных ходов. 5
5
Соревнования по лыжным гонкам.
1.4
Лыжный спорт в России.
5
5
Итого
20
20
2.Практическая часть.
448
448
2.5.

1.
Общая физическая подготовка, игры.
231часов
231 часов
2.
Специальная физическая подготовка.
102 часов 102
часов
3.
Техника и тактика лыжного спорта
70 часов
70 часов
4.
Контрольные испытание.
15 часов
15 часов
5.
Инструкторская, судейская практика
16
16
6.
Соревнования
14
14
Учебный материал для учебно – тренировочных групп 1-го, 2 –го года обучения.
(Начальная спортивная специализация).
Задачи и преимущественная направленность тренировки:
--укрепление здоровья;
--повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности;
--углублѐнное изучение основных элементов техники лыжных ходов;
--приобретение соревновательного опыта;
--приобретение навыков в организации и проведении соревнований по общей и
специальной физической подготовке.
Эффективность спортивной тренировки на этапе начальной спортивной специализации
обусловлено рациональным сочетанием процессов овладения техникой лыжных ходов и
физической подготовки занимающихся. В этот период наряду с упражнениями из
различных видов спорта, спортивными и подвижными играми широко используются
комплексы специальных подготовительных упражнений
и методы тренировки,
направленные на развитие специальной выносливости лыжника гонщика. Однако
стремление чрезмерно увеличить объѐм специальных средств подготовки приводит к
относительно быстрому росту спортивных результатов, что в дальнейшем отрицательно
отражается на становлении спортивного мастерства.
Преобладающей тенденцией динамики нагрузок на этапе начальной
спортивной специализации должно быть увеличение объѐма без форсирования общей
интенсивности тренировки.

Показатели

Допустимый объѐм основных средств тренировки.
Юноши
Девушки
Год обучения
1-й

2-й

1-й

2-й

Общий
объѐм 2100-2500
2600-3300
1800-2100
2300-2700
циклической нагрузки,км.
Объѐм
лыжной 700-900
900-1200
600-700
700-1000
подготовки, км.
Объѐм
роллерной 300-400
500-700
200-300
400-500
подготовки, км.
Объѐм
бега,
ходьбы, 1100-1200
1200-1400
1000-1100
1100-1200
имитции, км.
Тематический план учебно – тренировочных занятий для
групп УТГ-1,УТ
Г-2.
№п/п
Тема
Год обучения
УТГ-1
УТГ-2
1.
Теоретическая часть
20 часов
24 часов
1.1.
История возникновения лыж. Лыжный спорт в 4 часа
3 часа
России.
1.2.
Правила безопасности на УТЗ и соревнованиях, 6 часов
8 часов
педагогический контроль и самоконтроль.
1.3.
Лыжный инвентарь, мази и парафины. Гигиена 5часов
6 часов
одежды, обувь.
1.4
Методика тренировки лыжника гонщика. Основы 5 часа
7 часа
техники лыжных ходов
2.
Практическая часть
604
704
2.1
Спортивные и подвижные игры
140 часов
2.2
Общая физическая подготовка.
290
200 часов
часов
2.3
Специальная физическая подготовка
170
198 часов
часов
2.4
Техника и тактика лыжного спорта
78 часов
70 часов
2.5
Контрольные упражнения.
20 часов
26 часов
2.6
Инструкторская и судейская практика
16 часов
20 часов
2.7
Соревнования.
30 часов
50 часов
Всего часов
624
728
Учебный материал для учебно – тренировочных групп 3-5 годов обучения
(углублѐнная тренировка).
Задачи и преимущественная направленность тренировки:
--совершенствование техники классических и коньковых лыжных ходов;
--воспитание специальных физических качеств;
--повышение функциональной подготовленности;
опыта.
Этап углублѐнной тренировки приходится на период, когда в основном завершается
формирование всех функциональных систем подростка, обеспечивающих высокую
работоспособность и резистентность организма по отношению к неблагоприятным
факторам, проявляющимся в процессе напряжѐнной тренировки. Удельный вес
специальной подготовки возрастает за счѐт увеличения времени, отводимого на
специальные подготовительные и соревновательные упражнения. В лыжных гонках
доминирующее место занимают длительные и непрерывно выполняемые упражнения,
которые в наибольшей степени способствуют развитию специальной выносливости
лыжника. На этапе углублѐнной тренировки спортсмен начинает совершенствовать свои

тактические способности, овладевает умением оперативно решать двигательные задачи,
возникающие в процессе гонки
Допустимый объѐм основных средств тренировки.
Юноши
Девушки
Показатели
Год обучения

Общий
объѐм
циклической нагрузки,км.
Объѐм
лыжной
подготовки, км.
Объѐм
роллерной
подготовки, км.
Объѐм
бега,
ходьбы,
имитции, км.

3-й

4-й

5-й

3-й

4-й

5-й

34003700
13001400
800-900

58004300
15001700
10001100
13001500

44005500
18002500
12001400
14001600

28003100
11001200
600-700

32003600
13001400
800-900

11001200

11001300

37004500
15002000
10001100
12001400

13001400

Тематический план учебно – тренировочных занятий групп УТГ-3, УТГ-4, УТГ-5.
№п/п
Тема
Год обучения
3-й
4-й
5-й
1.
Теория.
24
26
28 часов
часов
часов
1.1
Перспективы подготовки юных лыжников.
3 часа
4
4
часа
часа
1.2.
Педагогический
и
врачебный
контроль, 8 часов
8 часов 8 часов
физические возможности и функциональное
состояние организма спортсмена.
1.3.
Основы техники лыжных ходов.
6 часов
7 часов 7 часов
1.4.
Основы
методики тренировки лыжника 7 часов
7 часов 9 часов
гонщика.
2.
Практическая часть.
808
808
908
часа
часов
часов
2.1.
Общая физическая подготовка.
240
240
270
часа
часов
часов
2.2.
Специальная физическая подготовка.
238
216
250
часов
часов
часов
2.3.

Спортивные и подвижные игры.

2.4.

Контрольно-переводные нормативы.

2.5.

Техника и тактика лыжного спорта.

84
часов

3.

Соревнования.

50 часов

4.

Инструкторская и судейская практика.

20 часов

5.

Итого часов:

832часов 832
часа

150
часов
26 часов

160
часов
28
часов
80
часов

180
часов
30 часов

60
часов
22 часа

70 часов

84
часа

24 часов
936
часов

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ГОДИЧНОГО ЦИКЛА
ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В ГРУППАХ НП 1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ ( 6ч в неделю)
Периоды тренировок
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ЧАСЫ

сен окт

ноя

3
6
5
3
17

1
1

1

1

1

2

2

1
3

2

3

Общая физическая подготовка, в том числе
подвижные и спортивные игры.
Специальная физическая подготовка.

173

17
8
1

16
8
3

Технико-тактическая подготовка.

40

4

Соревнования

8

1

КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

10

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
История возникновения лыж и лыжного спорта.
Техника безопасности, инвентарь, мази, обувь, гигиена одежды.
Краткая характеристика техники л./х. ходов, правила соревнований.
Гигиена, закаливание, режим дня и питания.
Итого часов ..
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

64

Итого часов .. 295
Всего часов .. 312

Дек

янв

фев

мар

апр

2

1

1

июн июл

авг

2

2

1

1

1
1

1

1
1

14
7
3

3
2
12

4
2
12

3
2
13

9
5
11

19
9
1

17
8
2

23
12
2

24
12
2

24
12
2

8

7

6

6

4

5

2

2

1

1

24
26

26
26

26
26

1

1

5
23
26

май

5
24
26

25
28

24
26

24
26

23
24

25
26

25
26

25
26

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ГОДИЧНОГО ЦИКЛА
ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В ГРУППАХ НП 3-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ (9 ч. в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ЧАСЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
История возникновения лыж и лыжного спорта.
Техника безопасности, инвентарь, мази, обувь, гигиена
одежды.
Лыжный спорт в России.
Краткая характеристика лыжных ходов.
Итого часов ..
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

сен

окт

ноя

4
6

1
1

1
1

1

5
5
20

1
1
4

1
1
4

1
1
3

Общая физическая подготовка, в том числе
подвижные и спортивные игры.
Специальная физическая подготовка.

231

23
10
6

21
9
6

Технико-тактическая подготовка.

70

5

Соревнования

14

1

КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

15

6

Инструкторская и судейская практика

16

2

3

38
42

35
39

102

Итого часов .. 448
Всего часов .. 468

Периоды тренировок
янв
фев
мар
апр

дек
1
1

май

июн

1

1

1

1

1

32
15
3

1

2

1
1
2

1

1
2

6
3
11

7
4
14

5
3
13

9
5
10

15
7
10

20
10
8

27
12
9

12

13

12

12

10

5

1

3

4

5

1

1

1

1

1

1

1

2

2

33
36

40
42

37
39

35
36

37
39

июл

авг

33
16
6

33
16
6

39
39

39
39

6

39
39

1

3

38
39

38
39

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ГОДИЧНОГО ЦИКЛА
ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В УТ ГРУППАХ 1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ

(12ч. в неделю)

ЧАСЫ

сен окт

ноя

дек

Периоды тренировок
янв фев мар апр май

4
6
5
5
20

0.5
1
05

0.5

0.5
1
1.5
3

0.5
0.5
1
1
3

0.5
0.5

1

0.5
0.5

1

0.5
0.5
1
1
3

0.5
1

2

0.5
0.5
1
1
3

0.5
2

1

1

1

Общая физическая подготовка, в том числе
подвижные и спортивные игры
Специальная физическая подготовка.

290

26
14
12

28
14
15

10
5
20

7
4
20

7
3
19

8
3
16

19
7
14

26
13
11

Технико-тактическая подготовка.

78

6

13

13

13

13

13

7

Соревнования

30

2

2

3

6

6

6

3

2

КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

20

6

2

2

2

4

4

Инструкторская и судейская практика

16

1

1

2

4

3

1

1

49
51

52
53

48
51

52
55

50
53

46
49

50
52

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
История возникновения лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России.
Правила безопасности на УТЗ и соревнованиях, контроль и самоконтроль.
Инвентарь , мази, обувь , гигиена одежды.
Краткая характеристика лыжных ходов.
Итого часов ..
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

170

Итого часов .. 604
Всего часов .. 624

0.5

июн июл

37
18
10

39
20
11

1

1

1

51
52

52
52

51
52

авг

41
21
11

40
20
11

52
52

51
52

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ГОДИЧНОГО ЦИКЛА
ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В УТ ГРУППАХ 2-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Перспективы подготовки юных лыжников
Педагогический и врачебный контроль, техника безопасности.
Основы техники лыжных ходов
Методика тренировки лыжника гонщика

ЧАСЫ

3
8
6
7
Итого часов .. 24

(14ч. в неделю)

сен окт

ноя

дек

Периоды тренировок
янв фев мар апр май

1
1
1
1
4

1
1
1
3

1
1
1
1
4

1
1
1
3

1
1
1
3

1
2

1

июн июл

авг

1
1

1
1

1

1
1

2

1

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Общая физическая подготовка.

200

17

20

15

5

3

2

13

17

22

27

29

28

Специальная физическая подготовка.

198

15

18

23

22

21

18

16

14

12

13

13

13

Спортивные и подвижные игры.

140

15

14

2

1

9

23

15

19

22

19

Технико-тактическая подготовка.

70

5

12

12

12

12

12

5

Соревнования

50

3

10

15

15

7

КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

26

11

2

2

Инструкторская и судейская практика

20
704

2
60

4
61

1
56

4
57

.
Всего часов .. 728

64

64

60

60

Итого часов .

11

53

3
52

4
61

2
61

60

59

64

60

56

54

62

62

62

60

64

60

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ГОДИЧНОГО ЦИКЛА
ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В УТ ГРУППАХ 3-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ (16 ч в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Перспективы подготовки юных лыжников
Педагогический и врачебный контроль, правила безопасности .
Основы техники лыжных ходов
Методика тренировки лыжника гонщика

ЧАСЫ

3
8
6
7
Итого часов .. 24

сен окт

ноя

дек

Периоды тренировок
янв фев мар апр май

1
1
1
1
4

1
1
1
3

1
1
1
1
4

1
1
1
3

1
1
1
3

2
3

1

1

1

1

июн июл

авг

1
1

1

1
1

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Общая физическая подготовка.

240

21

25

16

8

6

6

16

20

27

30

33

32

Специальная физическая подготовка.

238

16

19

27

28

29

20

24

17

9

16

16

17

Спортивные и подвижные игры.

150

14

14

3

3

10

23

20

21

23

19

Технико-тактическая подготовка.

84

7

14

14

14

16

12

7

Соревнования

50

3

10

15

15

7

КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

26

11

2

2

Инструкторская и судейская практика

20

2

4

1

4

3

4

2

64
68

69
72

64
68

69
72

69
72

61
64

71
72

67
68

72
72

68
68

Итого часов . 808
Всего часов .. 832

11

67
68

67
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».