ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования. В Концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Физкулътурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в системе дополнительного образования детей ориентирована на физическое совершенствование ребенка, формирование здорового образа жизни, воспитание спортивного резерва нации и осуществляется не только за счет увеличения количества спортивных школ, но и за счет развития других форм внеклассной и внешкольной работы с детьми, создания физкультурно-оздоровительных и спортивных секций и клубов в учреждениях общего и профессионального образования. Программа имеет спортивно-массовую направленность (вид спорта - футбол) и призвана осуществлять 3 исключительно важных функции: создавать эмоционально значимую среду для развития ребѐнка и переживания им «ситуации успеха»; способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых интересов личности; выполнять защитную функцию по отношению к личности, компенсируя ограниченные возможности индивидуального развития детей в условиях общеобразовательной школы реализацией личностного потенциала в условиях дополнительного образования. Ведущими ценностными приоритетами программы являются: демократизация учебновоспитательного процесса; формирование здорового образа жизни; саморазвитие личности; создание условий для педагогического творчества; поиск, поддержка и развитие детской спортивной одаренности посредством выбранного ими вида спорта. Актуальность данной программы дополнительного образования в том, что она усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации сил, знаний, полученных детьми и подростками в базовом компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля ребенка и помогает ребятам в профессиональном самоопределении. Новизна программы состоит в удовлетворении возрастной потребности в идентификации личности, определении жизненных стратегий и обретении навыков их реализации; сохранении и культивирование уникальности личности несовершеннолетних граждан Тугулымского городского округа , создании условий, благоприятных для развития спортивной индивидуальности личности ребенка посредством клубной деятельности по интересам. Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного: личностная ориентация образования; профильность; практическая направленность; мобильность; разноуровневость; реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности обучающихся. Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 6 до 18 лет, составлена на восемь лет обучения и обеспечивает непрерывность дополнительного образования. Она построена по принципу изучения, углубления и повторения объема знаний, умений и навыков. Занятия проводятся в форме физической тренировки, теоретической подготовки, проведения культурно - массовых мероприятий, соревнований, бесед, конкурсов, игр, помогающих развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностноориентированного образования. В ходе проведения занятий используется, в том числе и индивидуальный подход. На занятиях по возможности используются технические средства (видео, наглядные пособия и др.) В данную программу заложены следующие принципы: - принцип индивидуализации, предполагающий учет личных возможностей и способностей ребенка; - принцип доступности, последовательности. Отличительной особенностью содержания данной программы от программ специализированных спортивных школ является количество часов и адаптация к клубным условиям работы на массовость, не на спортивное мастерство. Педагог должен отвечать следующим требованиям: - знание теории и практики футбола, возрастных основ теории спортивной тренировки, биомеханики, физиологии, психологии, педагогики и особенно - спортивных игр; - умение убеждать, увлекать детей; - учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка; - уважительное отношение к детям, забота о здоровье детей; - применение на занятиях различных форм обучения, направленных на развитие обучающихся. Основная форма организации работы – учебно-тренировочное занятие. Наполняемость групп зависит от года обучения и может составлять от 30 до 8 человек. Режим занятий: 3-4 раза в неделю по 2–3 академических часа (+ игровой день) в зависимости от года обучения. Наряду с практическими занятиями, проводятся и теоретические. Данная программа создает условия для приобретения общих (универсальных) способов действия (способностей и умений), позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в разных видах деятельности, что составляет основу (сущность) компетентностного подхода в дополнительном образовании. Программа направлена на становление следующих ключевых (сквозных) компетентностей: - познавательная компетентность (способность к обучению в течение всей жизни как в личном профессиональном, так и в социальном аспекте; использование наблюдений, измерений, моделирования; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного их применения); - коммуникативная компетентность (владение различными средствами устного общения; выбор адекватных ситуациям форм вербального и невербального общения, способов формирования и формулирования мысли; владение способами презентации себя и своей деятельности); - организаторская компетентность (планирование и управление собственной деятельностью; владение навыками контроля и оценки деятельности; способность принимать ответственность за собственные действия; владение способами совместной деятельности). Программа обеспечивает становление ряда специальных компетентностей (способность быстрого реагирования и быстрого принятия решений в условиях дефицита времени, формирование базовой техники игровых приемов). Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: - участие в соревнованиях по возрастной программе; - выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке; - овладение теоретическими знаниями и навыками; - выполнение нормативных требований по присвоению спортивных разрядов. Формой подведения итогов реализации данной дополнительной общеобразовательной программы являются соревнования и показательные выступления. Данная программа разработана в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ и Свердловской области.: а). Законом « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: б) Законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ: в).Законом « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-93 от 30.03.1999 г. (ред. от 24.07.2023): г) Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 16.11.2022 № 1000 "Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "футбол" (Зарегистрирован 13.12.2022 № 71480) д) Основания для проектирования дополнительных общеобразовательных программ Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); ж) Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” з) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН); з/1) -Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»; и) Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г. (далее – Методические рекомендации). к) Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ . Министерство образования и науки России, Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования», Москва, 2015 г. л). Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 15.11.2018 № 939". Об утверждениифедеральныхгосударственных требований к минимуму содержания, структуре, услов иям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культур ы и спорта и к срокам обучения по этим программам" (Зарегистрирован 04.02.2019 № 53679); м). Приказом от 12.09.2013 N 731 "Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта" (зарегистрирован Минюстом России 02.12.2013, регистрационный N 30531); н). Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей. Утверждена Приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2019 N 56722). При еѐ разработке использовались ранее существовавшие программы по футболу для спортивных школ, учитывались новейшие данные научных исследований и передовой опыт работы, исходя из региональных условий. Данная программа является адаптированной, т.к. продолжительность образовательного процесса в условиях спортивной школы сокращена до 46 недель в год, а 6 недель отведено на самостоятельные занятия. Нормативная часть программы представлена рекомендациями по составу занимающихся, по содержанию основных видов подготовки, участия в соревнованиях, в инструкторской и судейской практике по годам и этапам тренировки. Методическая часть программы включает содержание учебного материала по физической, технической и теоретической подготовке; распределение времени на виды подготовки; планыграфики прохождения Учебного материала; нормативные требования для перевода учащихся в более старшую возрастную группу. В программе материал теоретических и практических занятий по физической подготовке дан для всех учебных групп. В связи с этим тренеру предоставляется возможность в зависимости от подготовленности учащихся самостоятельно с учетом возраста футболистов и целевой направленности занятий подбирать необходимый материал. Программа предназначена для работы с детьми и подростками с 6 до 18 лет. Учебный материал по технической и тактической подготовке, включенный в программу, распределен на три этапа обучения: 1 этап - спортивно-оздоровительный с 6 лет; 2 этап – начальная подготовка (3 года) с 8 лет; 3 этап – учебно-тренировочный (2 года) с 10 лет. в связи с тем, что для обучения на этапе спортивного совершенствования предусмотрено участие спортсменов в соревнованиях областного уровня, выполнить нормативы соответствующие группе спортивного совершенствования не всегда удается, поэтому для обучающихся с целью сохранения контингента может быть продлен учебно-тренировочный этап до 6 лет, с такой же учебной нагрузкой как на 5 году обучения. Состав групп - постоянный (допускается перевод обучающихся из группы в группу в следствии изменения расписания учебной деятельности, дополнения количества занимающихся, в следствии естественного отсева). Набор детей в группы начальной подготовки и учебно-тренировочные группы свободный. Программа также предусматривает, начиная с учебно-тренировочных групп с 11лет, общие схемы построения тренировочных и меж игровых микроциклов по направленности и динамике нагрузки в различных, периодах годичного цикла, которые являются для тренера лишь ориентирами при планировании подготовки учащихся. В зависимости от местных условий (загруженности тренировочной базы, погодных условий) тренер обязан вносить необходимые коррективы в планирование учебно-тренировочного процесса. Спортивные группы в отделении футбола комплектуются с учѐтом возраста и спортивной подготовленности. отдельные спортсмены ввыполнившие досрочно нормативные требования по уровню спортивной подготовки могут переводиться на следующий год обучения досрочно. Учебно-тренировочные группы формируются из обучающихся, прошедших необходимую подготовку не менее 2 лет в группах начальной подготовки и выполнивших приѐмные нормативы по общей и специальной подготовке. Формы занятий: учебно-тренировочные занятия (групповые) теоретические занятия участие в спортивных соревнованиях просмотр и анализ учебных кинофильмов и видеофильмов комплекс восстановительных мероприятий учебно-тренировочные занятия на базе лагеря дневного пребывания, или в загородном лагере, на учебно-тренировочных сборах Режим занятий: устанавливается расписанием занятий, утверждаемым директором ДЮСШ в рамках 8.00-20.00 – в зависимости от сменности обучения в основной школе и расписанию тренировок соответствующих по учебной нагрузке для данного года обучения Общие задачи работы с учащимися данных учебных групп органически связаны с основной целью системы многолетней подготовки резервов в футболе в спортивных школах – подготовкой футболистов высокой квалификации. Цель программы: Создание оптимальных условий для физического и психического развития, самореализации, укрепления здоровья и формирования позитивных жизненных ценностей обучающихся посредством систематических занятий футболом. Воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем, социальной активности и ответственности, молодых спортсменов. Задачи программы -подготовка футболистов высокой квалификации -подготовка инструкторов и судей по футболу -укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности -обучение основам техники и тактики -подготовка и выполнение нормативов по технической и физической подготовке -привлечение подростков к систематическим занятиям физкультурой и спортом - содействие в воспитании высоких моральных и волевых качеств; развитии специальных физических качеств личности. - приобретение практических навыков и теоретических знаний в области футбола - содействие в приобретении навыков соблюдения общей и частной гигиены и осуществления самоконтроля; - формирование потребности ведения здорового образа жизни. - проведение профориентации. Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся в учебно-тренировочных группах является: выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, овладение знаниями теории футбола и практическими навыками проведения соревнований, в группах спортивного совершенствования выступления в соревнованиях. Основные принципы программы -принцип последовательности – учебные задачи решаются методом усвоения материала (от простого к сложному, в соответствии с возрастными возможностями) принцип научности – программа основана на базе программ для спортивных школ, научных монографий, учебных пособий для высших учебных заведений принцип доступности – программа построена на доступном в изложении материале приоритета интереса группы в целом и каждого воспитанника в отдельности гуманистических начал, многообразия и вариативности форм организации деятельности непрерывности образования и воспитания единства общей и специальной физической подготовки цикличности, повторяемости, непрерывности и постепенного увеличения нагрузки Актуальность Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно-спортивной направленности, нацеленные на развитие физических и морально-волевых качеств школьников. Педагогическая целесообразность Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации в ДЮСШ, каждый воспитанник формирует свои личностные качества, такие как: воля, характер, воспитание патриотизма, физическое развитие. Правильно выбранные формы, методы и средства образовательной деятельности показали свою результативность в соревнованиях различного уровня. Эффективным для гармоничного развития детей является введение такого практического и теоретического материала, который был бы вызван требованиями творческой практики. Воспитанники должны сами уметь формулировать задачи, находить пути их решения. Новые знания теории помогут обучающемуся в процессе решения этих задач. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус и ведет к более глубокому еѐ усвоению. При систематических занятиях лыжными гонками создаются благоприятные условия, для развития обучающегося, развивается мотивация к познанию и творчеству. Обеспечивается эмоциональное благополучие ребенка. Идет приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Ребенок получает не только физическое, но и духовное и интеллектуальное развитие. И что особенно важно, - происходит создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур. Ведется профилактика асоциального поведения обучающегося. При этом ведется работа не только с обучающимися, но и с их родителями, всей семьей. Социальная значимость Социальная значимость занятиями футболом проявляется и в их воздействии на качество будущей трудовой деятельности, общественные отношения, организацию досуга и т.п. Имея высокое прикладное значение, занятия футболом позволяют тем, кто им занимается, легко и быстро овладевать сложными профессиями, добиваться высокой производительности труда. Навыки, приобретенные в процессе тренировок и высокий уровень физической подготовки помогают выпускникам и при службе в армии. Ожидаемые результаты и формы подведения итогов образовательной программы: 1. сохранность контингента; 2. выполнение контрольно-переводных нормативов соответствующих этапу и году обучения; 3. результативность участия в соревнованиях обучающимися; 4. мониторинг состояния здоровья; 5. подготовка спортсменов высокого класса. Организация учебно-тренировочной работы Организация учебно-тренировочного процесса в спортивной школе осуществляется на основе современной методики обучения и тренировки, освоения юными спортсменами высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, достижения ими разностороннего физического развития. Решение задач, поставленных перед спортивными школами по футболу предусматривает выполнение учебного плана, переводных контрольных нормативов; систематическое проведение практических и теоретических занятий; хорошо организованную систему отбора юных футболистов; регулярное участие в соревнованиях и контрольных играх; осуществление восстановительно-профилактических мероприятий; прохождение инструкторской и судейской практики; организацию систематической воспитательной работы; привитие юным футболистам навыков соблюдения спортивной этики, дисциплины, преданности своему коллективу; использование данных науки и передовой практики как важнейшее условие подготовки квалифицированных футболистов. Образовательный процесс Многолетнюю подготовку спортсменов целесообразно рассматривать как единый процесс, как сложную специфическую систему, со свойственными ей особенностями с учетом возрастных особенностей спортсменов. Весь период подготовки отражает своеобразие условий жизни и деятельности спортсмена в различные периоды жизненного пути. Спортивная тренировка юных спортсменов, в отличие от тренировок взрослых, не должна быть ориентирована в первые годы занятий на достижение высокого спортивного результата (ГНП). В процессе многолетней спортивной подготовки необходимо обеспечить рациональный режим, личную гигиену, систематический врачебно-педагогический контроль над состоянием здоровья. При планировании спортивной тренировки необходимо учитывать особенности и школьного учебного процесса. Система спортивной подготовки представляет собой организацию регулярных тренировок и соревнований. В течение многолетних тренировок спортсмены должны на основе развития физических качеств овладеть техникой и тактикой ведения спортивного поединка, приобрести опыт и специальные знания, улучшить моральные и волевые качества. Задачи учебно-тренировочных групп Спортивно-оздоровительные группы Задачи и направленность тренировки: - укрепление здоровья; - привитие интереса к занятиям футболом; - приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексного применения упражнений из различных видов спорта, подвижных игр; - овладение основами техники выполнения элементов футбола и других физических упражнений; - воспитание черт спортивного характера; - формирование должных норм общественного поведения; - выявление задатков, особенностей и спортивной одарѐнности. Группы начальной подготовки: обеспечить разностороннюю физическую подготовку учащихся на основе учебной программы по физической культуре, прививать интерес к систематическим занятиям футболом, выявлять перспективных детей и подростков для последующего совершенствования их спортивного мастерства в учебно-тренировочных группах. В этих группах юные футболисты изучают основы техники футбола, индивидуальную и элементарную групповую тактику игры, осваивают процесс игры в соответствии с правилами «малого футбола», получают теоретические сведения о врачебном контроле, гигиеническом обеспечении тренировочного процесса, технике. Основах тактики и правилах игры в футбол. На этапе начальной подготовки: - формирование устойчивого интереса к занятиям спортом; - формирование широкого круга двигательных умений и навыков; - освоение основ техники по виду спорта футбол; - всестороннее гармоничное развитие физических качеств; - укрепление здоровья спортсменов; - отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта футбол. Система спортивного отбора включает: а) массовый просмотр и тестирование юношей и девушек с целью ориентирования их на занятия спортом; б) отбор перспективных юных спортсменов для комплектования групп спортивной подготовки по виду спорта футбол; в) просмотр и отбор перспективных юных спортсменов на тренировочных сборах и соревнованиях. Учебно-тренировочные труппы 10-12лет: . Основные задачи: укреплять здоровье и закаливать организм учащихся, прививать устойчивый интерес к занятиям футболом, обеспечивать всестороннюю физическую подготовку с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений. подготовиться и выполнить нормативы, овладеть техническими приемами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре; обучить спортсменов основам индивидуальной, групповой и командной тактики игры в футбол; освоить процесс игры в соответствии с правилами футбола; участвовать в соревнованиях по футболу и выполнить требование; изучить элементарные теоретические сведения о врачебном контроле, личной гигиене, истории футбола, технике и тактике, правилах игры в футбол. Учебно-тренировочные группы 13-14 лет Основные задачи: укреплять здоровье, совершенствовать всестороннюю физическую подготовку с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств, ловкости и общей выносливости; овладеть всем арсеналом технических приѐмов игры; совершенствовать индивидуальную и групповую тактику игры, овладеть основами командной (11-11) тактики игры; совершенствовать тактические действия в звеньях и линиях команды; развивать тактическое мышление, определить игровые наклонности юных футболистов ( наличие определѐнных качеств и желание самого спортсмена выполнять функции вратаря, защитника, нападающего или игрока средней линии); участвовать в соревнованиях по футболувоспитать элементарные навыки судейства; изучить начальные теоретические сведения о методике занятий физическими упражнениями, функциях игроков в линиях команды, ознакомиться с тактическими схемами ведения игры. В процессе обучения у учащихся воспитывается умение заниматься самостоятельно; выполнять упражнения по физической подготовке и по индивидуальной технике владения мячом. Учебно-тренировочные группы 15-18лет: Основные задачи: совершенствовать всестороннюю физическую подготовку с преимущественным развитием силы, быстроты, общей и специальной выносливости. Совершенствовать технические приѐмы игры, довести до уровня высокого их выполнения в условиях ограниченного пространства и времени, с активным сопротивлением противника. Совершенствовать индивидуальную, групповую и командную тактику игры, изучить « стандартные» положения, продолжать развивать тактическое мышление в сложных игровых ситуациях. Определить игровые места в составе команды, приобрести опыт в соревнованиях различного уровня. Усвоить основные положения методики спортивной тренировки футболистов; овладеть навыками судейства, воспитывать инструкторские навыки, совершенствовать навыки самостоятельных занятий. Решение задачи подготовки футболистов высокой квалификации во многом определяется правильной организацией и методикой проведения поиска и отбора способных детей и подростков, для чего тренерами спортивных школ используются такие формы работы, как посещение уроков физической культуры и спортивных массовых соревнований в школах, проверка уровня общефизической и спортивной подготовки по установленным контрольным нормативам. Зачисление детей, достигших возраста 10 лет в группы начальной подготовки, производится по заявлению поступающего при письменном согласии родителей (лиц их заменяющих), детей до 10 лет - на основании заявления родителей (лиц их заменяющих). Кроме того, необходимо письменное разрешение врача-педиатра по месту жительства. Ребенок, обучавшийся ранее в другой образовательной организации физкультурно-спортивной направленности и (или) успешно сдавший нормативы и выполнивший требования к уровню общей и специальной физической подготовки, при предоставлении заявления о приеме, письменного согласия родителей (лиц их заменяющих)и медицинского допуска к занятиям, может быть зачислен на соответствующий этап спортивной подготовки. Необходимым условием для решения задач, стоящих перед спортивной школой, является качественное планирование. Оно позволяет определить содержание многолетнего процесса подготовки, выбрать основные направления деятельности, эффективные средства и методы обучения тренировки. При планировании учебно-тренировочной работы необходимо учитывать: задачи учебной группы (конкретного возраста), условия работы, результаты выполнения предыдущих планов, преемственность и перспективность. План должен быть обоснованным и реальным. В спортивных школах разрабатываются перспективные (на 2 или 4 года), текущие(на учебный год) и оперативные(на каждый месяц, микроцикл и отдельное занятие) планы. Перспективное планирование тренировки - это составление плана на год на основе анализа многолетней тренировки футболистов, передового опыта, результатов научных исследований, это программа повышения мастерства юных футболистов. План на очередной год для каждой учебной группы разрабатывается в соответствии с учебным планом данной программы. При его составлении учитывается, что, начиная с учебнотренировочной группы 13-14 лет, в годичном цикле занятий выделяются три периода: подготовительный, соревновательный и переходный. Тематический учебный план и примерные графики распределения учебных часов для групп начальной подготовки, учебно-тренировочных групп представлены в программе. Общий объѐм годового плена должен быть выполнен полностью. В период каникул и пребывания в спортивном лагере учебно-тренировочная нагрузка может быть увеличена. На период учебно-тренировочных сборов и спортивно-оздоровительного лагеря наполняемость групп и режим учебно-тренировочной работы устанавливается: Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки 1 (года) не должна превышать 2-х, НП-2;3 3-Х а в учебно-тренировочных группах 3-х академических часов. Изучение теоретического материала планируется в форме бесед продолжительностью 15-30 минут или специальных теоретических занятий продолжительностью до 45 минут. Кроме того, теоретические знания приобретаются также на практических занятиях. При изучении теоретического материала широко используются наглядные пособия, видеозаписи, учебные видеофильмы. Обязательным компонентом подготовки юных футболистов являются соревнования. В спортивной школе предусматриваются соревнования между учебными группами, товарищеские и контрольные игры, матчевые встречи, районные, городские, областные, окружные и российские соревнования с участием команд различных возрастных групп. Воспитание инструкторских и судейских навыков планируется с 13-14 лет. Учебным планом отводится на это специальное время. Кроме того, соответствующие навыки совершенствуются в процессе учебно-тренировочных занятий и соревновательной деятельности. В каждой возрастной группе предусматривается приѐм контрольных нормативов по общей и специальной физической и технико-тактической подготовке. Перевод учащихся в группу следующего года обучения производится на основании решения тренерского совета с учѐтом выполнения юными футболистами контрольно-переводных нормативов по общей и специальной подготовке, медико-биологических показателей, наличия установленного спортивного разряда. Промежуточная аттестация проводится два раза в год: в конце подготовительного периода (апрель-май) и соревновательного (сентябрь) периодов. Текущий контроль успеваемости осуществляется не реже одного раза в квартал. Выполнение программы по каждому году обучения служит основным критерием оценки качества работы тренера и спортивной школы в целом. Оценка качества учебно-тренировочной работы только по результатам участия в соревнованиях неприемлема в работе с юными футболистами. Учебный материал СООТНОШЕНИЕ ОБЪЕМОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ВИДАМ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ НА ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА ФУТБОЛ Разделы спортивной подготовки Этапы и годы спортивной подготовки Этап начальной подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации) 1 год свыше года Общая физическая подготовка (%) 13 - 17 13 - 17 Специальная физическая подготовка (%) 4 - 6 4 - 6 до двух лет свыше двух лет 13 - 17 13 - 17 9 - 11 9 - 11 Техническая подготовка (%) 35 - 45 35 - 45 Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%) 9 - 11 9 - 11 Техникотактическая (интегральная) подготовка (%) 22 - 28 22 - 28 Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%) 4 - 6 4 - 6 26 - 34 18 - 23 9 - 11 9 - 11 26 - 34 31 - 39 5 - 8 5 - 8 Теоретические занятия Тема 1. Физическая культура и спорт в России. Спорт в России. Массовый характер спорта. Физическая культура в системе народного образования. Коллективы физической культуры, спортивные секции ДЮСШ, СДЮШОР и общеобразовательные школы-интернаты олимпийского резерва. Единая спортивная классификация и еѐ значение. Разрядные нормы и требования по футболу. Международное спортивное движение, международные связи российских спортсменов. Олимпийские игры. Выступление российских спортсменов на Олимпийских играх. Тема 2. Развитие футбола в России и за рубежом. Развитие футбола в России. Значение футбола в системе воспитания. Российские соревнования по футболу: чемпионат и кубок России. Участие российских футболистов в международных соревнованиях (первенство Европы, мира, Олимпийские игры). Российские и международные юношеские соревнования (чемпионат и Кубок России «Юность», чемпионаты Европы и мира). Современный футбол и пути его дальнейшего развития. Российский футбольный союз, ФИФА, УЕФА, лучшие российские команды, тренеры, игроки. Тема 3. Сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Ведущая роль ЦНС в деятельности всего организма. Влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся. Совершенствование функций мышечной системы, органов дыхания, кровообращения под воздействием регулярных занятий футболом. Значение систематических занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов. Тема 4. Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим и питание спортсмена. Гигиена. Общее понятие о гигиене. Личная гигиена: уход за кожей, волосами, ногтями, ногами. Гигиена полости рта. Гигиеническое значение водных процедур ( умывание, душ, баня, купание). Гигиена сна. Гигиенические основы режима учебы, отдыха и занятий спортом. Режим дня. Значение правильного режима для юного спортсмена. Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятий по футболу. Закаливание. Значение закаливания для повышения работоспособности и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям, роль закаливания в занятиях спортом. Гигиенические основы, средства закаливания и методика их применения. Использование естественных природных сил ( солнца, воздуха, воды) для закаливания организма. Питание. Значение питания как фактора борьбы за здоровье. Понятие о калорийности и усвояемости пищи. влияние курения, употребления спиртных напитков, наркотиков на здоровье и работоспособность спортсменов. Тема 5. Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи. Спортивный массаж. Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях футболом. Значение и содержание самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: вес, динамометрия, спирометрия, кровяное давление. Субъективные данные: самочувствие, сон, работоспособность, настроение. Понятие о «спортивной форме». Утомлении, переутомлении. Меры предупреждения переутомления. Значение активного отдыха для спортсмена. Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма, Причина травм и их профилактика применительно к занятиям футболом. Оказание первой медицинской помощи. Спортивный массаж. Общее понятие. Основные приѐмы массажа (поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, потряхивание). Массаж до, во время и после тренировки и соревнований. Тема 6. Общая и специальная физическая подготовка. Значение всесторонней физической подготовки как важного фактора укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей организма и систем. Воспитание двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) спортсмена. Общая и специальная физическая подготовка. Краткая характеристика средств общей и занятий по физической подготовке. Основные требования по физической подготовке, предъявляемые к юным футболистам различной специальной физической подготовки, применяемых в процессе тренировочных занятий с юными футболистами. Взаимосвязь между развитием основных двигательных качеств. Утренняя зарядка, индивидуальные занятия, разминка перед тренировкой и игрой. Круглогодичность (?) занятий по физической подготовке. Контрольные упражнения и нормативы по общей и специальной физической подготовке для юных футболистов. Тема 7. Техническая подготовка. Понятие о спортивной технике, Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки юных футболистов. Классификация и терминология технических приѐмов. Высокая техника владения мячом - основа спортивного мастерства. Качественные показатели индивидуальной техники владения мячом – рациональность и быстрота выполнения, эффективность применения в конкретных игровых условиях. Анализ выполнения технических приѐмов и их применения в различных игровых ситуациях: ударов по мячу ногой и головой, остановок, ведения, обводки и ложных движений (финтов), отбора мяча, вбрасывание мяча, основных технических приѐмов игры вратаря, Контрольные упражнения и нормативы по технической подготовке для юных футболистов. Основные недостатки в технике футболистов и пути их устранения. Тема 8. Тактическая подготовка. Понятие о стратегии, системе, тактике и стиле игры. Характеристика и анализ тактических вариантов игры. Тактика отдельных линий и игроков команды ( вратаря, защитников, полузащитников, нападающих). Коллективная и индивидуальная игра, их сочетание. Перспективы развития игры. Тактика игры в нападении: высокий темп атаки, атака широким фронтом, скоростное маневрирование в глубину обороны противника или по фронту в чужую зону, с переменой местами, усиление темпа атаки в е. Завершающей фазе, использование скоростной обводки, реальных возможностей для обстрела ворот. Атакующие комбинации флангом и центром. Тактика игры в защите: « зона», «персональная опека», комбинированная оборона. Создание численного преимущества в обороне, закрывание всех игроков атакующей команды в зоне мяча, соблюдение принципов страховки и взаимостраховки (расположение игроков при обороне). Тактика отбора мяча. Создание искусственного «положения вне игры». Тактические комбинации ( в нападении и защите) при выполнении ударов: начальном от ворот, угловом, свободном, штрафном, при вбрасывании мяча из-за боковой линии. Значение тактических заданий, которые даются футболистам на игру, и умение играть по плану-заданию. Зависимость тактического построения игры своей команды от тактики противника, индивидуальной полготовки игроков, от размера поля, метеорологических условий и других факторов, Разбор кинограм по технике и тактике игры футболистов высокой квалификации. Тема 9. Морально-волевая подготовка спортсмена. Психологическая подготовка. Моральные качества спортсмена: добросовестное отношение к труду, смелость, решительность, настойчивость в достижении цели, умение преодолевать трудности, чувство ответственности перед коллективом, взаимопомощь, организованность. Понятие о психологической подготовке спортсмена. Значение развития волевых качеств и психологической подготовленности для повышения спортивного мастерства футболистов, Основные методы развития волевых качеств и совершенствования психологической подготовки футболистов в процессе спортивной тренировки. Умение преодолевать трудности, возникающие у футболистов в связи с перенесением больших физических нагрузок. Непосредственная психологическая подготовка футболистов к предстоящим соревнованиям. Тема 10. Основы методики обучения и тренировки. Понятие об обучении и тренировке (совершенствовании) как едином педагогическом процессе. Методы словесной передачи знаний и руководство действиями занимающихся: объяснение, рассказ, беседа. Методы обучения и совершенствования тактики и техники: демонстрация (показ), разучивания технико-тактических действий по частям и в целом, анализ действий (своих и противника), разработка вариантов технико-тактических действий, творческие задания в процессе тренировки и соревнований. Методы выполнения упражнений для развития физических качеств: повторный, переменный, интервальный, равномерный, темповый, контрольный и «до отказа», с максимальной интенсивностью, с ускорением, круговой, игровой, соревновательный. Тесная взаимосвязь между физической, технической и тактической подготовкой юных футболистов и единство процесса их совершенствования. Систематическое участие в соревнованиях – важнейшее условие непрерывного роста и совершенствования технической и тактической подготовленности юных футболистов. Урок – основная форма организации и проведения занятий. Понятие о построении урока: задачи, содержание его частей и нагрузка в уроке, Понятие о комплексных и тематических занятиях, их особенности. Индивидуальная, групповая, командная тренировка. Тема 12. Планирование и спортивный учѐт. Роль и значение планирования как основы управления процессом тренировки. Перспективное и оперативное планирование, Периодизация учебно-тренировочного процесса в годичном цикле. Сроки, задачи и средства этапов и периодов. Индивидуальные планы тренировки. Методы контроля за уровнем подготовленности спортсменов. Учет работы: предварительный, текущий, итоговый. Тема 13. Правила игры. Организация и проведение соревнований. Разбор правил игры. Права и обязанности игроков. Роль капитана, его права и обязанности. Обязанности судей. Способы судейства. Выбор места судьѐй при различных игровых ситуациях. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля, Роль судьи как воспитателя. Значение спортивных соревнований. Требования, предъявляемые к организации и проведению соревнований. Особенности организации и проведения соревнований по минифутболу. Планы соревнований. Системы розыгрыша: круговая, с выбыванием, смешанная, их особенности. Положение о соревнованиях. Составление календаря игр. Оценка результатов игр. Заявки, их форма и порядок представления. Назначение судей, Оформление хода и результатов соревнований. Тема14. Установка перед играми и разбор проведенных игр. Значение предстоящей игры и особенности турнирного положения команды. Сведения о сопернике: тактика игры команды и отдельных звеньев, сильные и слабые стороны игры, примерный состав, характеристика игроков. Определение состава своей команды. Тактический план предстоящей игры. Задания отдельным игрокам и звеньям. Возможные изменения тактического плана в процессе соревнований. Руководящая роль капитана команды в процессе игры. Использование 10-минутного перерыва для отдыха и исправления допущенных ошибок в игре команды. Разбор прошедшей игры. Анализ всей команды, отдельных звеньев и игроков. Положительные и отрицательные моменты в ходе игры команды, звеньев и отдельных игроков, связанные с выполнением задания. Причина успеха или невыполнения заданий. Проявление морально-волевых качеств. Тема 15. Места занятий, оборудование и инвентарь. Футбольное поле для проведения занятий и соревнований по футболу и требования к его состоянию. Уход за футбольным полем. Тренировочный городок для занятий по технике. Оборудование тренировочного городка. Подсобное оборудование ( щиты, стойки для обводки, кольца-мишени и т.п.) и его назначение. Уход за футбольными мячами, подготовка их к тренировочным занятиям и играм. Требования к спортивной одежде и обуви, уход за ними. Физическая подготовка ( для всех учебных групп) Общая физическая подготовка (развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости). 1.Строевые упражнения. Команды для управления строем. Понятие о строе, шеренге, колонне, флангах, интервале, дистанции, направляющем, замыкающем, о предварительной и исполнительной командах. Повороты на месте, размыкание уступами. Перемена направления движения строя. Обозначения шага на месте. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Повороты в движении. 2. Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения для и рук плечевого пояса. Сгибания и разгибания, вращения, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении. Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях. Упражнения для туловища. Упражнения на формирование правильной осанки. В различных положениях - наклоны, повороты, вращения туловища. В положении лежа – поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища. Упражнение для ног: различные маховые движения ногами, приседание на обеих и на одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями. Упражнения с сопротивлением. Упражнения в парах – повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, приседание с партнѐром, переноска партнѐра на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления. 3.Общеразвивающие упражнения с предметами. Упражнения с набивными мячами – поднимание, опускание, наклоны, повороты, перебрасывание с одной руки на другую перед собой, над головой, за спиной, броски и ловля мяча. Упражнения на месте ( стоя, сидя, лѐжа) и в движении. Упражнения в парах и в группах с передачами, бросками и ловлей мяча. Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседание. Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки на одной и обеих ногах с вращением скакалки вперѐд, назад; прыжки с поворотами, прыжки в полуприседе и в приседе. Упражнения с малыми мячами – броски и ловля мячей после подбрасывания вверх, удара о землю, в стенку. Ловля мячей на месте, в прыжке, после кувырка вперед в движении. 4.Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, сопротивлением, на внимание, координацию. Эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метание в цель. Бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов. 5. Легкоатлетические упражнения. Бег на 30, 60, 100, 400, 500, 800 метров. Кроссы от 1000 до 3000 метров (в зависимости от возраста), 6-минутный и 12-минутный бег. Прыжки в длину и высоту с места. Тройной прыжок с места и с разбега. Многоскоки. Метание мяча на дальность и в цель. 6.Спортивные игры. Ручной мяч, баскетбол, лапта и др. Специальная физическая подготовка. Упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития стартовой скорости. По сигналу (преимущественно зрительному) рывки на 5-10 метров из различных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, седа, лежа, медленного бега, подпрыгивания или бега на месте. Эстафеты с элементами старта. Подвижные игры типа , «вызов», «вызов номеров», «рывок за мячом» и т.д. Стартовые рывки к мячу с последующим ударом по воротам, в соревнованиях с партнером за овладение мячом. Упражнения для развития дистанционной скорости. Ускорения на 15,30,60, метров без мяча и с мячом. Ускорение под уклон 3-5 градусов. Бег змейкой между расставленными в различном положении стойками, неподвижными или медленно передвигающими партнерами. Бег прыжками. Эстафетный бег. Обводка препятствий ( на скорость). Переменный бег на дистанции 100-150 метров. То же с ведением мяча. Подвижные игры типа «салки по кругу», «бегуны», «сумей догнать» и т. д. Упражнения для развития скорости переключения от одного действия к другому. Бег с быстрым изменением способа передвижения (например, быстрый переход с обычного бега на бег спиной вперед и т.п.) Бег с изменением направления (до 180градусов). Бег с изменением скорости: после быстрого бега резко замедлить бег или остановиться, затем выполнить новый рывок в том или другом направлении и т.д. «Челночный бег « (туда и обратно): 2 по10 м, 4 по10 м, 4 по 5 м, 2 по15 м и т.п. «Челночный бег», но отрезок вначале пробегается лицом вперед, обратно - спиной вперед и т.п. Бег с «тенью» (повторение движений партнера, который выполняет бег с максимальной скоростью и с изменением направления). То же, но с ведением мяча. Выполнение элементов техники в быстром темпе (например: остановка мяча с последующим рывком в сторону и ударом в цель). Для вратарей. Из «стойки вратаря» рывки (на 5-15 метров) из ворот на перехват или отбивание высоко летящего мяча, на прострел мяча с фланга. Из положения приседа, широкого выпада, седа, лежа – рывки на 2-3 метра с последующей ловлей и отбиванием мяча. Упражнения в ловле мячей, пробитых по воротам. Упражнения в ловле теннисного мяча. Игра в баскетбол по упрощенным правилам. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Приседания с отягощениями с последующим быстрым выпрямлением. Подскоки и прыжки после приседа без отягощения и с отягощением. Прыжки на одной или двух ногах с продвижением с преодолением препятствий, То же с отягощением, Прыжки по ступенькам с максимальной скоростью. Прыжки в глубину. Спрыгивание с высоты (40-80 см) с последующим прыжком вверх или рывком на 7-10 метров. Беговые и прыжковые упражнения, выполняемые в гору, по песку, опилкам; эстафеты с элементами бега, прыжков, переносом тяжестей, Подвижные игры типа «челнок», «скакуны», « подвижная эстафета». Вбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность. Броски набивного мяча на дальность за счет за счет энергетического маха ногой вперед. Удар по мячу ногой и головой на силу в тренировочную стенку, ворота; удары на дальность. Толчки плечом партнера. Борьба за мяч. Для вратарей. Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание рук в лучезапястных суставах; то же, но отталкиваясь от стены ладонями и пальцами; в упоре лежа передвижение на руках вправо, влево, по кругу ( носки ног на месте), в упоре лежа хлопки ладонями. Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым амортизатором. Сжимание теннисного резинового мяча. Многократное повторение упражнений в ловле и бросках набивного мяча от груди двумя руками. Броски футбольного и набивного мяча на дальность. Упражнения в ловле и бросках набивных мячей, бросаемых в «стойке вратаря» толчком двух ног в стороны, то же приставным шагом, то же с отягощением. Упражнения для развития специальной выносливости. Повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений. То же, но с ведением мяча. Переменный бег (несколько повторений в серии). Кроссы с переменной скоростью. Многократно повторяемые специальные технико-тактические упражнения. Например, повторные рывки с мячом с последующей обводкой нескольких стоек с ударами по воротам; с увеличением длины рывка, количества повторений и сокращением интервалов отдыха между рывками. Игровые упражнения с мячом большой интенсивности (трое против трех, трое против двух и т.д.). Двухсторонние тренировочные игры с увеличенной продолжительностью. Игры с уменьшенным по численности составом. Для вратарей. Повторная, непрерывная в течении 5-12 минут ловля и отбивание мяча. Ловля мяча с падением, когда удары по воротам выполняются с минимальными интервалами 3-5 игроками. Упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двумя ногами, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой; то же, выполняя в прыжке поворот на 90-180 градусов. Прыжки вверх с поворотом и имитацией удара головой или ногами. Прыжки с места и с разбега с ударом по мячам, подвешенным на разной высоте. Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо. Держание мяча в воздухе (жонглирование), чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой; ведение мяча головой. Парные и групповые упражнения с ведением мяча, обводкой стоек, обманными движениями. Подвижные игры типа «живая мишень», «салки мячом», «ловля парами» и другие. Для вратарей Прыжки с короткого разбега, доставая высоко подвешенный мяч руками (кулаком), то же с поворотом до 180 градусов. Упражнения в различных прыжках с короткой скакалкой. Прыжки с поворотами, используя подкидной трамплин. Переворот в сторону с места и с разбега. Стойка на руках. Из стойки на руках кувырок вперед. Кувырок назад через стойку на руках. Переворот вперед с разбега. Изучение техники и тактики игры. Для групп начальной подготовки Техника игры Техника передвижения. Бег обычный, спиной вперед, скрестным и приставным шагом. Бег по прямой, дугами, с изменением направления и скорости. Прыжки: вверх, вверх - вперед, вверх- назад, вверх- вправо, вверх- влево, толчком двумя ногами с места и толчком одной и двумя ногами с разбега. Для вратарей – прыжки в сторону с падением «перекатом». Повороты переступанием, прыжком, на одной ноге; в стороны и назад; на месте и в движении. Остановка во время бега выпадом и прыжком. Удары по мячу ногой. Удары внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъѐма, по неподвижному и катящемуся (навстречу, от игрока, справа и слева) мячу. Удары по прыгающему и летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъѐма. Удары внешней частью подъѐма. Выполнение ударов после остановки, рывков, ведения, обманных движений, посылая мяч низом и верхом на короткое с среднее расстояние. Удары на точность: в определенную цель на поле, в ворота, в ноги партнеру, на ход двигающемуся партнеру. Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу. Удары на точность: в определѐнную цель на поле, в ворота, в ноги партнеру, на ход двигающемуся партнеру. Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча – на месте, в движении вперед и назад. Остановка внутренней стороной стопы, бедром и грудью летящего навстречу мяча. Остановки с переводом в стороны, подготавливая мяч для последующих действий и закрывая его туловищем от соперника.Ведение мяча. Ведение внутренней частью подъѐма, внешней частью подъѐма. Ведение правой, левой ногой и поочерѐдно по прямой и кругу, а также меняя направление движения, между стоек и движущимися партнѐрами; изменяя скорость, выполняя ускорения и рывки, не теряя контроль над мячом. Обманные движения ( финты). Обманные движения «уход» выпадом (при атаке противника спереди умение показать туловищем движение в сторону и уйти с мячом в другую). Финт «остановкой»мяча ногой (после замедления бега и ложной попытки остановки мяча выполняется рывок с мячом). Обманное движение «ударом» по мячу ногой (имитируя удар, уход от соперника вправо или влево). Отбор мяча. Отбор мяча при единоборстве с соперником, находящимся на месте, движущимся навстречу или сбоку, применяя выбивание мяча ногой в выпаде. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Вбрасывание с места из положения ноги вместе и шага. Вбрасывание мяча на точность: в ноги или на ход партнеру. Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в сторону скрестным, приставным шагом и скачками. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящего и низко летящего навстречу и несколько в сторону мяча без падения и с падением. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка и в прыжке с места и с разбега. Ловля летящего в сторону на уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъѐм с мячом на ноги после падения. Отбивание мяча одной или двумя рукам без прыжка и в прыжке; с места и разбега. Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность. Тактика игры. Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действия партнера и соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча. Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных видов обводки (с изменением скорости направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации. Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнеру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю передачи, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку». Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободных ударах, вбрасывание мяча (не менее одной по каждой группе). Тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т.е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение строить игровую ситуацию и осуществлять отбор мяча изученным способом. Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником «стандартных» комбинаций. Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разыгрывать удар от своих ворот, вести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партнеру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот. Для учебно-тренировочных групп 1-го и 2-го годов обучения. (11 -13 лет) Техническая подготовка. Техника передвижения. Различные сочетания приемов бега с прыжками, поворотами и резкими остановками. Удары по мячу ногой. Удары внутренней, внешней частью подъема, внутренней стороной стопы по неподвижному, катящемуся, прыгающему и летящему мячу. Удары правой и левой ногой. Выполнение ударов на точность и силу после остановки, ведения и рывков, посылая мяч на короткое, среднее и дальнее расстояние, придавая мячу различное направление и траекторию полѐта. Удары по мячу ногой в единоборстве, с пассивным и активным сопротивлением. Удары по мячу головой. Удары серединой и боковой частью лба без прыжка и в прыжке по летящему с различной скоростью и траекторией мячу. Удары на точность вниз и верхом, вперед и в стороны, посылая мяч на короткое и среднее расстояние. Удары головой в единоборстве с пассивным и активным сопротивлением. Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча с переводом в стороны и назад (в зависимости от расположения игроков противника и создавшейся игровой обстановки). Остановка грудью летящего мяча с переводом. Остановка опускающего мяча бедром и лбом. Остановка изученными способами мячей, катящихся или летящих с различной скоростью и траекторией, с различных расстояний и направлений, на высокой скорости движения с последующим ударом или рывком. Ведение мяча. Ведение внешней частью стопы и серединой подъема, носко и внутренней стороной стопы. Ведение всеми изученными способами с увеличением скорости движения, выполняя рывки, не теряя контроль над мячом, с обводкой движущихся и противодействующих соперников, затрудняя для них подступы к мячу, закрывая мяч телом. Обманные движения (финты). Обманные движения «уход» выпадом и переносом ноги через мяч. Финты «ударом» ногой с «убиранием» мяча под себя и с «пропусканием» мяча партнеру; «ударом» головой обманные движения «остановкой» во время ведения с наступанием и без наступания на мяч подошвой, после передачи мяча партнером с пропусканием мяча. Выполнение обманных движений в единоборстве с пассивным и активным сопротивлением. Отбор мяча. Отбор мяча при единоборстве с соперником ударом и остановкой ногой в широком выпаде (полушпагат и шпагат) и в подкате. Вбрасывание мяча. Вбрасывание из различных исходных положений с места и после разбега. Вбрасывание мяча на точность и дальность. Техника игры вратаря. Ловля двумя руками снизу, сверху, сбоку катящихся и летящих с различной скоростью и траекторией полета мячей. Ловля на месте, в движении, в прыжке, без падения и с падением. Ловля мячей на выходе. Отбивание ладонями и пальцами мячей, катящихся и летящих с стороне от вратаря без падения и с падением. Отбивание мяча кулаком на выходе, без прыжка и в прыжке. Перевод мяча через перекладину ладонями (двумя, одной) в прыжке. Броски мяча одной рукой сверху, снизу на точность и дальность. Выбивание мяча с земли и с рук на точность и дальность. Тактическая подготовка. Тактика нападения. Индивидуальные действия. Уметь оценивать целесообразность той или иной позиции, своевременно занимать наиболее выгодную позицию для получения мяча. Эффективно использовать изученные технические приемы, способы и разновидности для решения тактических задач в зависимости от игровой ситуации. Групповые действия. Уметь взаимодействовать с партнерами при равном и численном превосходстве соперника, используя короткие и средние передачи. Комбинация в парах: «стенка», «скрещивание». Комбинация «пропуск мяча». Начинать и развивать атаку из стандартных положений. Командные действия. Уметь выполнять основные обязанности в атаке на своем игровом месте, играя по избранной тактической системе в составе команды. Расположение и взаимодействие игроков при атаке флангом и через центр. Тактика защиты. Индивидуальные действия. Противодействие маневрированию, т.е. осуществлять «закрывание» и препятствовать сопернику в получении мяча. Совершенствование в «перехвате» мяча. В зависимости от игровой обстановки применять отбор мяча изученным способом. Уметь противодействовать передаче, ведению и удару по воротам. Групповые действия. Уметь взаимодействовать в обороне при равном соотношении сил и при численном преимуществе соперника, осуществляя правильный выбор позиции и страховку партнеров. Организация противодействия комбинациям «стенка», «скрещивание», « пропуск мяча». Уметь взаимодействовать обороне при выполнении противником стандартных «комбинаций». Организация и построение «стенки». Комбинации с участием вратаря. Командные действия. Уметь выполнять основные обязательные действия в обороне на своем игровом месте, согласно избранной тактической системе в составе команды. Организация обороны по принципу персональной и комбинированной защиты. Выбор позиции и взаимодействия игроков при атаке противника флангом и через центр. Тактика вратаря. Уметь организовывать построение «стенки» при пробитии штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот; играть на выходах из ворот при ловле катящихся по земле и летящих на различной высоте мячей; подсказывать партнерам по обороне, как занять правильную позицию; выполнять с защитниками комбинации при введении мяча в игру от ворот; введение мяча в игру, адресуя его свободному от опеки партнеру. Учебные и тренировочные игры. Обязательное применение в играх изученного материала (для данного года обучения) по технической и тактической подготовке. Для учебно – тренировочных групп 3-го года обучения. (14-18 лет) Техническая подготовка. Техника передвижения. Различные сочетания приемов техники передвижения с техникой владения мячом. Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой различными способами по катящемуся и летящему мячу с различными направлениями, траекторией, скоростью. Резаные удары. Удары в движении, в прыжке, с поворотом, через себя без нападения и с падением. Удары на точность, силу, дальность, с оценкой тактической обстановки перед выполнением удара, маскируя момент и направление предполагаемого удара. Удары по мячу головой. Удары серединой и боковой частью лба без прыжка и в прыжке с поворотом. Удары головой по мячу в падении. Удары на точность, силу, дальность с оценкой тактической обстановки перед выполнением удара Остановка мяча. Остановка с поворотом до 180 градусов – внутренней и внешней частью подъѐма опускающегося мяча, грудью – летящего мяча. Остановка подъѐмом опускающегося мяча. Остановка мяча на высокой скорости движения, выводя мяч на удобную позицию для последующих действий. Остановка мяча головой. Ведения мяча. Совершенствование всех способов ведения мяча, увеличивая скорость движения, выполняя рывки и обводку, контролируя мяч и отпуская его от себя на 8-10 м. Обманные движения. Совершенствование в финтах «уходом», «ударом», «остановкой» в условиях игровых упражнений с активным единоборством и учебных игр. Отбор мяча. Совершенствование в отборе мяча изученными приемами в выпаде и подкате, атакуя соперника спереди, сбоку, сзади, в условиях игровых упражнений и учебных играх. Отбор с использованием толчка плечом. Вбрасывание мяча. Вбрасывание мяча изученным способом на дальность и точность. Техника игры вратаря. Ловля, отбивание, переводы мяча на месте, в движении, без падения и в падении; без фазы полѐта и с фазой полета. Совершенствование ловли и отбивания при игре на выходе. Действия вратаря против вышедшего с мячом противника; ловля без падения и с падением в ноги. Совершенствование бросков мяча рукой и выбивание мяча ногой с земли и с рук на дальность и точность. Уметь применять технику полевого игрока для обороны ворот. Тактическая подготовка Тактика нападения Индивидуальные действия. Уметь маневрировать на поле: «открываться» для приѐма мяча, отвлекать соперника, создавать численное преимущество на отдельном участке поля за счет скоростного маневрирования по фронту и подключения из глубины обороны. Уметь из нескольких возможных решений данной игровой ситуации выбрать наиболее правильное и рационально использовать изученные технические приѐмы. Групповые действия. Уметь взаимодействовать с партнерами при организации атаки с использованием различных передач: на ход, в ноги, коротких, средних, длинных, продольных, поперечных, диагональных, низом, верхом. Игра в одно касание. Менять фланг атаки путем точной длинной передачи мяча на свободный от игроков соперника фланг. Правильно взаимодействовать на последней стадии развития атаки вблизи ворот противника. Совершенствование игровых и стандартных комбинаций. Командные действия. Организация быстрого и постепенного нападения по избранной тактической системе. Уметь взаимодействовать с партнерами при разном числе нападающих; внутри линий и между линиями. Тактика защиты. Индивидуальные действия. Совершенствовать «закрывание», «перехват» и отбор мяча. Групповые действия. Совершенствовать правильный выбор позиции и страховку при организации противодействия атакующим комбинациям. Создавать численное превосходство в обороне. Уметь взаимодействовать при создании искусственного положения «вне игры». Командные действия. Организовывать оборону против быстрого и постепенного нападения и с использованием персональной, зонной и комбинированной защиты. Быстро перестраиваться от обороны к началу и развитию атаки. Тактика вратаря. Уметь выбирать место (в штрафной площади) при ловле мяча на выходе из ворот и отбора мяча в ногах; руководить игрой партнеров по обороне; вводя мяч в игру, организовывать атаку. Учебные и тренировочные игры. Совершенствовать индивидуальные, групповые и командные тактические действия при игре по избранной тактической системе. Инструкторская и судейская практика. Уметь организовывать группу, подавая основные строевые команды – для построения, расчета, поворота и перестроений на месте и в движении, размыкании. Принятие рапорта. Судейство игр в процессе учебных занятий. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ В Организация занятий, выбор форм, средств и методов обучения, дозирование нагрузки обусловлены особенностями развития организма юных футболистов. Подготовка уч-ся осуществляется строго в соответствии с их возрастными данными, которые включают в себя анатомические. Физиологические и психологические особенности. В связи с тем, что мальчики 8-11 лет имеют относительно низкие функциональные возможности, недостаточный уровень развития наиболее важных для игровой деятельности психомоторных функций, необходим внимательный индивидуальный подход к занимающимся. Начальное обучение юных футболистов 8-11 лет технике владения мячом и тактике игры следует проводить при помощи упражнений, доступных для детей этого возраста. Не следует требовать выполнения упражнений детьми в максимальном темпе. Применять много упражнений, где юным футболистам приходится быстро и точно реагировать на меняющуюся обстановку, изучать в одном занятии более двух – трех технических приемов, проводить двухсторонние игры в общепринятых составах на футбольном поле установленных размеров. Ознакомление начинающих футболистов с основными группами технических приемов, позволяющими успешно вести элементарную игровую деятельность. Способствует формированию стойкого интереса занимающихся к футболу. Овладения тактическими действиями в условиях командной игры 11-11 является наиболее трудной задачей. Мальчикам доступно овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями в двухсторонней играх и игровых упражнениях в ограниченных составах 3-3.4-4. 5-5 на малых игровых площадках (30-50 и 20-30 м). Для воспитания игрового мышления необходимо широко использовать подвижные игры, направленные на развитие быстроты сложной реакции. Ориентировки, умения взаимодействовать с партнерами. Учитывая, что двигательный навык более успешно формируется на базе достаточной физической подготовленности, в занятиях с детьми 8-11 лет до 50% времени следует отводить физической подготовке. Используются доступные средства из программного материала по общей и специальной физической подготовке с преимущественной направленностью на развитие быстроты, ловкости, гибкости. Начальное обучение подростков 12-15 лет и юношей 16-17 лет проводится с учетом индивидуальной подготовленности занимающихся. Футболисты, ранее самостоятельно освоившие основные технические приемы владения мячом, часто выполняют их не обычно, не стандартно: один за счет быстроты, другой -за счет ловкости. третий - за счет силы. Задача состоит в том, чтобы правильно оценить достоинство и недостатки в технике. Увидеть перспективу юного футболиста, помочь ему развить сильные и подтянуть до необходимого уровня слабые качества. Обучение и закрепление технико-тактических приемов у подростков и юношей, имеющих навыки владения мячом, следует проводить при помощи более сложных упражнений по сравнению с футболистами 8-9 и 10-11 лет. Необходимо помнить, что юный футболист пришел в ДЮСШ для дальнейшего совершенствования. Поэтому для него упражнения должны быть. С одной стороны, доступны, а с другой стороны, следует требовать от него определенного напряжения для их освоения. В противном случае у футболистов падает интерес к занятиям. Для решения поставленных задач, стоящих перед группами начальной подготовки, используются в основном комплексные учебно-тренировочные занятия. В учебно- тренировочных группах 10-12 лет значительное внимание следует уделять воспитанию быстроты движений в тесной связи с развитием ловкости, что создает необходимую основу для успешного овладения рациональной техникой передвижения. В связи с тем, что в возрасте 10-12 лет значительное повышение скорости бега обусловлено естественным ростом быстроты движений, предпочтение отдается естественным движениям, выполняемых в игровой форме, в спортивных и подвижных играх. Игровой материал должен составлять 50 % времени. НОРМАТИВЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ГРУППЫ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Развиваемое физическое качество Быстрота Скоростно-силовые качества Выносливость Контрольные упражнения (тесты) Юноши Девушки Бег на 30 м со старта (не более 6,6 с) Бег на 30 м со старта (не более 6,9 с) Челночный бег 3 x 10 м (не более 9,3 с) Челночный бег 3 x 10 м (не более 9,5 с) Прыжок в длину с места (не менее 135 см) Прыжок в длину с места (не менее 125 см) Тройной прыжок (не менее 360 см) Тройной прыжок (не менее 300 см) Прыжок вверх с места со взмахом руками (не менее 12 см) Прыжок вверх с места со взмахом руками (не менее 10 см) Бег на 1000 м Бег на 1000 м НОРМАТИВЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ГРУППЫ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ (ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ) Развиваемое физическое качество Контрольные упражнения (тесты) Юноши Быстрота Бег на 15 м с высокого старта (не более 2,8 с) Бег на 15 м с хода (не более 2,4 с) Бег на 30 м с высокого старта (не более 4,9 с) Бег на 30 м с хода (не более 4,6 с) Скоростно-силовые качества Прыжок в длину с места (не менее 1 м 90 см) Девушки Бег на 15 м с высокого старта (не более 3 с) Бег на 15 м с хода (не более 2,6 с) Бег на 30 м с высокого старта (не более 5,1 с) Бег на 30 м с хода (не более 4,8 с) Прыжок в длину с места (не менее 1 м 70 см) Тройной прыжок (не менее 6 м 20 см) Тройной прыжок (не менее 5 м 80 см) Прыжок в высоту без взмаха рук (не менее 12 см) Прыжок в высоту без взмаха рук (не менее 10 см) Прыжок в высоту со взмахом рук (не менее 20 см) Прыжок в высоту со взмахом рук (не менее 16 см) Контрольно-переводные нормативы по ОФП отделения футбола для групп начальной подготовки (оценка уровня общей физической подготовки ОФП) Наименов Возраст, ание лет этапа НП-1 8-9 НП-2 9-11 НП-3 10-12 Бег 30 м (сек.) результат оценка Бег 3-9 результат 5.9 6.1 6.3 5.6 5.9 6.3 5.3 5.6. 6.1 9.5 9.7 9.9 8.9 9.1 9.3 8.3 8.5 8.7 5 4 3 5 4 3 5 4 3 оценка отжимание результат оценка Прыжок в длину (см) результат оценка Удар на дальность результат Оценка 5 4 3 5 4 3 5 4 3 15 13 11 20 18 16 30 25 20 151 149 147 157 155 153 163 161 159 20 15 10 28 25 22 40 35 30 5 4 3 5 4 3 5 4 3 Контрольно-переводные нормативы для отделения футбола( оценка ОФП, СФП) Наименовани Возр Бег 30 Прыжки в 6-ти Ведение Жонгли Точ е аст, метров длину минутный мяча, 30 рование ность Групп лет (ОФП) (ОФП) бег метров Мячом попада (ОФП) (СФП) (СФП) ния мячом ( рез оц резу оц резу оц рез оц рез оц рез Оц ул ен льт ен льт ен ул ен ул ен ул ен ьт ка ка ка ьт ка ьт ка ьт ка Под тягива ние УТГ-1 11 5.2 5.4 5.6 5 4 3 160 150 140 5 4 3 1000 5 900 4 800 3 6,4 6,6 7,0 5 4 3 15 13 11 5 4 3 6 5 4 5 4 3 Рез ул ьта т 4 2 1 УТГ-2 12 5.0 5.2 5.4 5 4 3 170 160 150 5 4 3 1200 5 1000 4 900 3 6,2 6,5 6,8 5 4 3 25 20 15 5 4 3 7 6 5 5 4 3 4 3 1 5 4 3 5 4 3 5 4 3 Удар на даль ность оцен рез ка ул ьта т 5 30 4 25 3 20 оц ен ка 5 4 3 40 35 30 5 4 3 5 4 3 5 4 3 Бросок Ведение мяча на мяча с дальность ударом по воротам оцен резу оцен ка льтат ка 5 4 3 рез ул ьта т 15 10 8 5 4 3 20 15 10 5 4 3 5 4 3 10.4 10.8 11.4 5 4 3 УТГ-3 13 4.8 5.0 5.2 5 4 3 180 170 150 5 4 3 1400 5 1200 4 1100 3 6,0 6,3 6,6 5 4 3 30 25 20 5 4 3 8 7 6 5 4 3 5 3 2 5 4 3 48 44 42 5 4 3 ПЛАНИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВИДУ СПОРТА ФУТБОЛ Виды соревнований (игр) Этапы и годы спортивной подготовки Этап начальной подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации) до года свыше года до двух лет свыше двух лет Контрольные 1 1 1 2 Отборочные - - 1 2 Основные 1 1 2 2 Всего игр 22 22 28 28 22 18 14 5 4 3 10.0 10.4 10.8 5 4 3 январь февраль март апрель май июнь 6 9 26 39 28 39 26 39 26 39 26 39 24 36 26 39 26 39 26 39 26 39 16 24 276 414 12 52 52 52 52 52 48 52 52 52 52 32 552 2 год 14 60 62 60 63 60 56 60 60 63 60 40 644 август декабрь 1 2-3 год 1 год июль ноябрь Всего Часов октябрь Начальной подготовки Группа начальной подготовки Учебно-тренировочная группа Учебно-тренировочная группа Кол-во часов в неделю сентябрь Содержание занятий Примерное распределение учебных часов для групп НП 1-го года обучения (6 часов в неделю) Октяб Нояб Декаб Янва Февра Ма Апре Ма Июн Авгу Часов в год по % в год по Содержание занятий Сентябрь рь рь рь рь ль рт ль й ь ст темам темам Теоретические занятия 2 1 1 1 1 1 2 1 1 11 Практические занятия, в т.ч. 0 ОФП 5 4 4 5 5 4 3 3 2 4 3 42 15,84906 СФП 2 2 1 1 1 1 1 1 2 2 1 15 5,660377 техническая подготовка 8 9 11 9 6 10 9 9 9 8 6 94 35,4717 тактическая подготовка 4 3 1 2 2 2 2 3 2 3 1 25 9,433962 технико-такт. 4 6 7 7 10 6 8 8 8 8 6 78 29,43396 участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика 1 1 1 1 1 1 2 2 1 11 4,135338 Практические занятия итого часов 23 25 25 25 25 24 24 26 25 26 17 265 100 Всего часов 25 26 26 26 26 25 26 26 26 26 18 276 100 Содержание занятий Примерное распределение учебных часов для НП 2-го года обучения (9 часов в неделю) Сентяб Октяб Нояб Декаб Янва Февра Ма Апре Ма Ию Авгу Часов в % в год рь Теоретические занятия Практические занятия, в т.ч. ОФП СФП техническая подготовка тактическая подготовка Технико-тактическая (интегральная) участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика Практические занятия итого часов Всего часов рь рь рь рь ль рт ль й нь ст год по темам 3 1 2 1 2 1 2 1 2 2 3 3 1 7 3 9 20 0 54 19 138 38 130 4 3 12 3 9 4 2 17 3 13 5 2 13 3 12 6 2 14 3 13 6 1 14 3 12 5 2 13 3 11 6 2 14 3 11 5 1 13 4 13 5 2 11 5 15 5 1 10 5 12 13,70558 4,822335 35,02538 9,64467 32,99492 2 33 36 2 41 42 1 36 38 1 39 40 1 37 39 1 35 36 1 37 39 2 38 39 2 40 42 1 34 36 1 24 27 15 394 414 3,807107 100 100 Примерное распределение учебных часов для НП 3-го года обучения (9 часов в неделю) Содержание занятий Теоретические занятия Практические занятия, в т.ч. ОФП СФП техническая подготовка тактическая подготовка Технико-тактическая (интегральная) участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика Практические занятия итого часов Всего часов Сент Окт Ноя Дек Янв Фев Мар Апр Май Июнь Авг 2 2 3 3 1 2 1 2 1 2 1 6 3 8 3 11 6 2 12 3 16 5 2 11 3 15 5 2 15 2 13 5 1 14 2 14 5 2 11 2 13 5 2 14 3 12 6 1 14 4 11 6 2 11 5 14 6 1 9 5 11 2 33 36 2 41 42 1 37 39 1 38 39 1 37 39 2 35 36 1 37 39 2 38 39 2 40 42 2 34 36 Часов в год по темам % в год 4 1 7 3 9 20 0 59 19 126 35 139 14,97462 4,822335 31,9797 8,883249 35,27919 24 27 16 394 414 4,060914 100 100 Примерное распределение учебных часов для групп УТГ 1-го года обучения ( 12 часов в неделю) Часов в год Содержание занятий Сен Окт Ноя Дек Янв Фев Март Апр Май Июнь Авг по темам %в год Теоретические занятия 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 Практические занятия, в т.ч. 49 53 50 53 50 47 53 50 53 50 32 540 ОФП 7 9 5 6 5 8 8 8 8 7 8 79 14,62963 СФП 5 4 6 6 6 6 7 6 6 7 4 63 11,66667 техническая подготовка 15 16 16 15 14 10 10 9 9 8 5 127 23,51852 тактическая подготовка 5 6 4 5 4 4 7 7 7 6 5 60 11,11111 технико-тактическая, интегральная 11 14 15 14 16 13 13 16 16 18 8 154 28,51852 участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика 3 4 4 4 5 4 3 4 4 4 2 41 7,592593 Практические занятия итого 49 53 50 53 50 47 53 50 53 50 32 540 100 Всего часов 51 54 51 54 51 48 54 51 54 51 33 552 100 Примерное распределение учебных часов для групп УТ 2-го года обучения ( 14 часов в неделю) Содержание занятий Теоретические занятия Практические занятия, в т.ч. ОФП СФП техническая подготовка тактическая подготовка технико-тактическая, интегральная участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика Практические занятия итого Всего часов Сен Окт Ноя Дек Янв Фев Март Апр Май Июнь Авг 3 2 2 2 2 2 2 2 2 1 Часов в год по темам 1 21 8 7 14 8 11 7 13 8 11 4 13 6 9 10 14 8 10 8 13 6 8 8 12 6 11 10 15 6 10 11 13 6 10 4 14 6 14 12 13 6 6 3 8 4 14 7 58 61 15 4 58 60 20 4 58 60 18 4 63 65 19 2 58 60 16 4 54 56 16 4 62 64 13 4 57 59 20 7 61 63 11 4 60 61 11 2 0 1 108 84 142 70 17,33547 13,48315 22,79294 11,23596 173 27,76886 46 7,383628 623 100 644